Траектория развития нефтесервисаСанкционные ограничения открыли перед российскими предприятиями нефтегазовой отрасли уникальные направления возможного импортозамещения. Нефтесервис в современной России получил новые границы роста. Для более эффективного продвижения в данном направлении, была учреждена Национальная премия в области импортозамещения «Приоритет», в которую вошли 12 ключевых курсов развития, одним из которых является импортозамещение в нефтегазовой отрасли и ТЭК.

Были выделены основные проблемы, оказывающие отрицательное влияние при развитии импортозамещения в РФ для нефтегазовой отрасли и ТЭК:

  • совокупность нефтяных и газовых компаний (отечественные и зарубежные, частные и государственные) является консервативными бизнесструктурами;
  • низкое доверие к российским инновационным разработкам и «startup» продуктам;
  • отсутствие взаимопонимания между инноваторами-изобретателями и практиками отрасли;
  • высокое желание нефтегазовых компаний застраховать себя от рисков, связанных с внедрением инновационных технологий на производственных промыслах и т.д.

В результате траектория развития нефтесервиса, в настоящее время, может быть представлена следующими логичного обусловленными тенденциями: инновационный либо реинновационный процессинг.

Под реинновационным развитием подразумевается опытный путь, перенятый у Китая, для создания Центра обратного инжиниринга в г. Москве для нужд нефтегазовой отрасли. Суть данной организации сведена к инновационному развитию «наоборот», то есть изготовления аналоговых моделей российского производства, адаптированных для специфики нефтегазодобычи в РФ, по импортным образцам. Главной угрозой здесь выступает утрата собственного инженерно-конструкторского потенциала, без решения которой будет невозможно преодолеть сложившуюся многолетнюю зависимость от зарубежных технологий.

Инновационное развитие подразумевает под собой направления нефтесервиса, протекающих в различных НИИ, на базе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково».

Эффективность разработок фонда «Сколково» с практической точки зрения топ-менеджеров ВИНК остается невысокой, что является сопутствующим фактором, доказывающим необходимость создания ряда реинновационных компаний для поддержания нефтесервиса. Это является наиболее оперативным способом, решающим только часть проблем, испытывающих ТЭК в РФ.

Минпромторг привел аналитические данные по вопросам импортозамещения в нефтесервисе и ТЭК. Отслеживание позиций проводилось с 2013 года с динамикой замещения зарубежных компаний на российские.

В итоге позиции в выборе проведения сервисных работ в бурении и геологоразведке будут отдавать предпочтение: РН-Бурению, Росгеологии, Геотэк, Башнефтегеофизике. Вместо зарубежных компаний: «Шлюмберже» (Schlumberger), Халлибуртон (Halliburton), Бейкер Хьюз (Baker Hughes) и Везерфорд (Weatherford).

При работах на обустройство месторождений – поставка верхнеприводных систем, технологическое оборудование для плавучих буровых установок на шельфе, National Oilwell Varco будет заменен на «Уралмаш НГО Холдинг», системы Везерфорд (Weatherford) – Волгоградский завод буровой техники.

Нефтесервисный рынок в условиях санкций, несомненно, влечет за собой определенный рост и вытеснение крупных зарубежных игроков с российского рынка, но эффективность работы в этом направлении будет определена в течение первых десяти лет, плюс внешняя политика РФ предопределит долгосрочность вложений в собственный нефтегазовый сектор и ТЭК.

Траектория развития нефтесервиса
335Прочитано Новости и статьи Работодателям Соискателям