В настоящее время российские компании, предоставляющие услуги по нефтесервису, играют ключевую роль в разработке новых нефтегазовых месторождений. Любой добывающей компании, необходим данный вид услуг, так как практически до 2015 года в данное направление не инвестировались деньги, и рынок нефтесервиса со стороны российских компаний не развивался.
Сегодня, объем российского нефтесервисного рынка зависит от нескольких факторов. В первую очередь, на величину рынка оказывает влияние объем добычи нефти. Не смотря на то, что в мае 2015 г. Россия заняла первое место по среднесуточному объему добычи нефти в мире, согласно Энергетической стратегии России, добыча нефти в России к 2035 г. сохранится практически на уровне 2015 года, что связано, в основном, с сокращением объемов добычи нефти в Западной Сибири. Износ старых месторождений открытых еще в 70-х годах прошло века, косвенно влияют на добычу углеводородов. По оценкам специалистов, падение объемов должно привести к росту спроса на услуги интенсификации добычи.
Другим фактором, влияющим на нефтесервисный рынок, как в России, так и в мире, может стать снижение цены на нефть. С этой позиции российский нефтяные компании имеют некоторое преимущество, так как падение цены на нефть в долларах за баррель в последнее время компенсируется девальвацией курса рубля. Так, если в долларах цена на нефть в октябре 2015 г. была ниже на 54% по отношению к январю 2014 г, то в рублях — падение цены составило лишь 13%.
Еще одним из главных факторов, влияющим на изменение объема и структуры российского нефтесервисного рынка, являются введенные против России санкции. В последние десятилетия российские компании избавлялись от своих сервисных активов (доля отечественных компаний на рынке нефтесервиса вначале 2000-х гг. была в 2,5 раза больше, чем в настоящее время). Это привело к росту присутствия зарубежных компаний, в числе которых такие крупные компании как Haliburton, Weatherford, Schlumberger и Baker Huges. За последний год отечественные нефтегазодобывающие компании стали вновь наращивать свои сервисные активы. Например, компания Роснефть за 2014 г. увеличила количество буровых установок с 81 до 2013, собственные мощности по ремонту и освоению скважин – на 67%, а доля внутреннего сервиса по ремонту и освоению скважин возросла с 30% до 40%. В этих условиях должна увеличиться доля отечественных компаний на нефтесервисном рынке России.
Отказ российских компаний от собственных сервисных подразделений обусловил тот факт, что в этот период времени практически не вкладывались инвестиции в разработку собственных технологий и оборудования для оказания нефтесервисных сервисных услуг. Это привело к тому, что в условиях санкций российские сервисные компании не могут предложить конкурентоспособных услуг, чтобы принять существенную часть заказов на себя.
Последнее обусловлено не возможностью отечественного нефтегазового машиностроения обеспечить быстрое импортозамещение необходимого оборудования в силу целого ряда причин:
- существенный разрыв в цепочке «наука – машиностроение – нефтегазовый сектор»;
- не всегда высокий технический уровень отечественных машин и оборудования, поставляемых для нужд нефтегазового сектора;
- отсутствие у предприятий-изготовителей информации о потребности в нефтегазовом оборудовании;
- повышение роли поставок наукоемкого иностранного оборудования (даже по тем его видам, где ранее имелось конкурентоспособное отечественное оборудование);
- расширение сферы деятельности иностранных сервисных и инжиниринговых компаний, что не всегда обоснованно;
- нарастание проблем с обеспечением нужного качества образования и подготовки специалистов – как для производства, так и для работы в научно-технологической сфере.
В качестве примера успешного развития нефтяного сервиса можно рассмотреть опыт стран – лидеров в этой сфере.
Китай — концентрация нефтесервисных активов в руках гос. компании. Использование реинноваций (приобретение лучших импортных образцов техники и технологий с целью производства аналогов). Финансирование НИОКР и подготовки кадров. Поддержка в тендерах отечественных компаний.
США — развитие конкуренции. Поддержка малых независимых компаний. Финансирование инновационных проектов и НИОКР. Привлечение высококвалифицированных кадров.
Норвегия — установление обязательной доли участия национальных компаний и доли использования отечественного оборудования.
Еще до введения санкций в России звучали предложения о создании государственной нефтесервисной компании. Однако эта идея не нашла должной поддержки. Одной из причин отказа от создания такой структуры является серьезная угроза обеспечения необходимой конкуренции на рынке нефтесервиса. В этих условиях направлениями развития российского нефтесервисного рынка могут стать:
- Создание профильных государственных научно-исследовательских институтов, ориентированных на проблемы ТЭК.
- Материальное стимулирование и налоговые преференции для малых и средних нефтесервисных компаний, разрабатывающих и применяющих современные инновационные технологии.
- Совместные программы недропользователей и сервисных компаний, зафиксированные в долгосрочных договорах, где будет учтена потребность нефтяных компаний в данных услугах, просчитаны необходимые инвестиции для развития технологических направлений и реальные графики поэтапного ввода современного оборудования.
- Создание консорциума отечественных нефтесервисных компаний, который мог бы координировать создание единого банка всех российских нефтесервисных технологий и стимулировать производство оборудования.
- Установление обязательной доли участия отечественных компаний в заказах нефтесервиса.