На этой неделе ОПЕК и ее союзники откажутся от требований США и других стран компенсировать дефицит нефти, возникший из-за падения экспорта из России, входящей в коалицию стран экспортеров.
Согласно опросу Bloomberg, группа из 23 стран во главе с Саудовской Аравией, вероятнее всего, ратифицирует планы скромного увеличения добычи, запланированного на май, когда состоится встреча в четверг. Несколько делегатов от Организации стран-экспортеров нефти и ее партнеров в частном порядке предсказывают такой результат, и публичные комментарии ключевых стран указывают на то же самое. Экспорт российской нефти упал на четверть, поскольку многие международные покупатели бойкотируют страну после конфликта на Украине. Компании, включая Shell Plc и TotalEnergies SE, пообещали прекратить закупки на краткосрочном рынке и свернуть долгосрочные контракты.
Так как цены на нефть держатся выше 100 долларов за баррель, отсутствие дополнительных поставок энергоносителя на рынок для компенсации российских объемов грозит еще больше усилить инфляционный всплеск, который ставит под угрозу восстановление мировой экономики и вызывает рост расходов у миллионов людей. Крупнейшие импортеры призывают страны ОПЕК+, имеющие свободные производственные мощности, быстрее их задействовать, но ключевые члены группы пока остаются непреклонными.
«Мы не будем добавлять объемы на рынок, если он сбалансирован на спрос и предложение, а предложение есть на рынке», — заявил в понедельник министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухаил Аль-Мазруэй на конференции в Дубае. Ключевые потребители, такие как США, должны доверять решениям группы о том, как лучше управлять рынком, добавил он.
Все 23 трейдера и аналитика, опрошенные Bloomberg, предсказали, что группа будет придерживаться своего плана по увеличению добычи на 432 000 баррелей в день в мае. Хотя теоретически это представляет собой небольшой рост по сравнению с предыдущими повышениями на 400 000 баррелей по мере того, как ОПЕК+ корректирует квоты добычи отдельных стран, большинство членов группы уже несколько месяцев не могут выполнить обещанные объемы.
Хотя Саудовская Аравия и ОАЭ заявили, что их нежелание увеличивать добычу обусловлено убежденностью в том, что на мировых рынках еще нет дефицита, крупные страны Персидского залива, похоже, также действуют из лояльности к Москве. «Россия — важный участник группы», и ОПЕК+ должна оставаться в стороне от геополитики, прокомментировал Аль-Мазруэй в понедельник. Группу не волнует вопрос о том, вызывают ли потери поставок из России дисбаланс на рынке. Альянс придерживался аналогичного подхода во время последней встречи в начале этого месяца. Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман избегал обсуждения ситуации в России.
Эр-Рияд и Абу-Даби стремятся сохранить связи с Москвой, которые позволили им укрепить контроль над мировыми рынками нефти и ослабить политическую зависимость от США. Это особенно полезно для наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, которого администрация Байдена отодвинула на второй план из-за убийства журналиста Джамаля Хашогги. Позволяя ценам торговаться в трехзначных числах, коалиция ОПЕК+ также увеличила доходы, пополнив казну, истощенную во время экономического спада, вызванного пандемией.
Саудовской Аравии и ОАЭ «необходимо поддерживать тесные связи с Россией, — сказал в интервью Bloomberg Пол Сэнки, ведущий аналитик Sankey Research LLC. Если они изменят позицию без консультации с Москвой, «это положит конец ОПЕК+».
Продолжение такого курса также будет иметь последствия, которые разочаруют администрацию Байдена и других мировых лидеров, стремящихся изолировать президента Владимира Путина. Это также может усилить инфляцию для стран-потребителей, которые через Международное энергетическое агентство призвали ОПЕК+ снять дефицит на рынке. Фактическое эмбарго на поставки из России, наблюдаемое многими нефтеперерабатывающими компаниями и трейдерами, несомненно, оставило брешь, даже несмотря на то, что Китай и Индия незаметно продолжают закупки российской нефти.
Средний объем добычи нефти в России с 16 по 27 марта упал ниже 11 миллионов баррелей в день, чего не наблюдалось с начала года, согласно расчетам на основе данных подразделения ЦДУ-ТЭК Министерства энергетики, полученных агентством Bloomberg.
Мировые рынки были подвержены дефициту еще до спецоперации на Украине, поскольку поставки не поспевали за активным восстановлением спроса на топливо после пандемии. Отчасти проблема лежит на самой ОПЕК+, которая изо всех сил пытается возобновить добычу, остановленную во время спада Ковида, после того как сокращение инвестиций подорвало мощности таких членов организации, как Ангола и Нигерия.
На этой неделе фьючерсы на нефть Brent потеряли около 7%, сначала из-за того, что Китай вновь ввел запреты на поставки нефти для борьбы с новыми вспышками Covid-19, а затем из-за того, что Россия пообещала сократить масштабы военных действий вокруг столицы Украины. Перспектива притока иранских поставок продолжает нависать над рынком, даже если переговоры о ядерном пакте, который снимет санкции США, остаются в подвешенном состоянии.
В условиях такой неопределенности ОПЕК+, возможно, сделала консервативный выбор даже без учета текущих политических соображений.
«На фоне исторических цен на нефть, фундаментальных и геополитических колебаний единственной константой является решимость ОПЕК+ придерживаться своего плана сокращения добычи», — сказал Боб Макнелли, президент вашингтонской консалтинговой компании Rapidan Energy Group и бывший сотрудник Белого дома.