Сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря — важнейшая задача для всех стран региона
Ученые утверждают, что Каспийское море — это уникальный природный объект, биологические и углеводородные ресурсы которого не имеют аналогов нигде в мире. Кроме того, этот регион является одной из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций. Понятно, что сохранение его природной среды стало чрезвычайно актуальным.
Множество актуальных проблем
Решение экологических и других проблем Каспия тесно связано с особенностями нынешнего исторического периода и его реалиями, которые заключаются в следующем:
Во-первых, Каспийское море сегодня является предметом разграничения, иногда спорного, его дна и суверенных прав на его прибрежные территории между пятью странами: Азербайджаном, Россией, Казахстаном, Ираном и Туркменистаном. Каждая из них имеет свои законы, касающиеся недропользования, а также охраны окружающей среды. Фактически, не существует единого международного права, которое бы четко регулировало экологическую реакцию, за исключением отдельных документов (таких как рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря) и двусторонних соглашений, которые не содержат механизмов решения проблемы.
Во-вторых, промышленный бум потребовал разведки и разработки богатых углеводородных запасов Каспийского региона. Мировые цены на нефть и газ настолько высоки, что прибрежным государствам выгоднее добывать их именно здесь, в Каспийском регионе, чем в других регионах, где нет необходимой инфраструктуры, достаточных людских ресурсов, где климатические и другие условия могут быть гораздо хуже.
В-третьих, Каспийский регион отличается прекрасными возможностями транспортировки углеводородов как с востока на запад и с севера на юг, так и в противоположных направлениях.
Сегодня трудно представить, что прибрежные государства могут полностью отказаться от усилий по разведке и разработке нефтегазовых месторождений Каспийского региона, чтобы спасти этот уникальный водоем от неминуемой экологической катастрофы. Между тем симптомы такой катастрофы налицо уже сейчас: разрушаются микроорганизмы и флора, составляющие нижнюю ступень пищевой пирамиды морских животных, соответственно, сокращается популяция ценных рыб, они болеют и рано умирают из-за нехватки кислорода, вызванной многочисленными нефтяными пятнами на поверхности моря; во многих точках акватории концентрация нефтепродуктов и других вредных веществ превышает допустимые нормы уже не в десятки и сотни, а в тысячи раз.
По данным за последние 50 лет среднегодовой улов рыбы в Каспии снизился почти в пять раз, тогда как за предыдущие полвека — менее чем в два раза. По оценкам профессора Губкинского государственного университета нефти и газа Виктора Гаврилова, возглавляющего там кафедру геологии, поверхностная пленка, создаваемая одним литром нефти, приводит к гибели 100 миллионов икринок рыб.
Решение экологической проблемы Каспия неизбежно должно быть компромиссом между его сохранением и дальнейшей разработкой его нефтегазовых запасов.
В поисках эффективных решений
Прежде всего, прикаспийские государства должны здесь и сейчас заключить международный договор — отдельный или в рамках более широкого соглашения — по вопросам защиты Каспийского моря. Такой договор может быть заключен еще до достижения соглашения о разграничении морского дна, которое до сих пор является спорным вопросом. В конечном итоге, где бы ни произошла экологическая катастрофа, пострадают все прибрежные страны. Соответствующий международный договор должен, прежде всего, определить цели и задачи совместной деятельности и, что особенно важно, механизмы их достижения, чтобы сохранить Каспий как уникальное природное образование.
Для начала необходимо путем мониторинга выяснить состояние экологии Каспия и динамику ее изменения: степень загрязнения той или иной части акватории, влияние этого загрязнения на флору и фауну моря, ход подъема воды (который в последние годы довольно значителен и приводит к затоплению гибнущих скважин и других сооружений), сейсмическую активность и так далее. Соответственно, необходима единая обще каспийская сеть станций экологического и иного мониторинга, использующая единые, научно обоснованные и совместно утвержденные методики, параметры, периодичность отбора проб и т.д.
При наличии необходимых научных исследований нет единого межправительственного органа, который бы координировал всю эту деятельность, нет договоренности о том, где и сколько должно быть станций экологического мониторинга и контроля, какое унифицированное оборудование и программное обеспечение должно использоваться, куда передавать полученные данные для анализа.
Следующим шагом должно стать установление реальных источников загрязнения. Необходимо совместно определить, какой вред наносит разведка и разработка месторождений углеводородов, какой — загрязненный сток рек, впадающих в Каспий, и естественное просачивание углеводородных жидкостей из недр земли через трещины в морском дне, какой вред приносит браконьерство, а какой — отгрузка нефтепродуктов, прокладка трубопроводов по дну моря и т.д. Определение источников и степени загрязнения Каспия — это и задача экологического мониторинга, и сложная научная проблема анализа и прогнозирования рисков техногенного загрязнения, в частности, от нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов. Поэтому такая работа требует координации в международном масштабе, возможно, путем создания единого научного центра для изучения проблемы совместно с учеными прикаспийских стран.
Очень важной задачей является распределение ответственности этих стран за последствия их деятельности, связанной с определенными экологическими рисками и наносящей ущерб экосистеме Каспийского моря. В целом, это могут быть штрафные платежи за загрязнение или компенсация ущерба другим способом (разведение молоди рыб, например, или управление продуктами загрязнения).
Сюда же можно отнести и расходы на предотвращение загрязнения акватории Каспия (в том числе исключение сбросов при добыче нефти и газа, очистку стоков промышленных предприятий, которые могут выноситься реками, впадающими в море, и т. д.). Отсюда вытекает необходимость создания единой правовой базы для решения этой проблемы, а также единого контрольного органа (о котором говорилось выше) и международного (или регионального) арбитражного суда или аналогичного органа для решения спорных вопросов.
Вполне естественно, что страны, разрешающие различным компаниям проводить экологически опасные работы на своей территории, должны оговаривать в соответствующих официальных документах (например, лицензионных соглашениях) ответственность этих компаний, а последние должны страховать свою деятельность от экологических рисков по таким тарифам, чтобы им было выгоднее предотвращать загрязнение Каспия.
Не менее важным для прикаспийских стран является создание эффективно скоординированной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На наш взгляд, такая система должна функционировать на трех уровнях: часть ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должна быть доступна компаниям, работающим в Каспийском регионе, часть — прикаспийским государствам, а часть должна быть общей для всех. Поэтому механизмы координации и управления этими усилиями весьма существенны, особенно в части обеспечения согласованных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости наличия международно-правового акта, обеспечивающего нормативную базу для защиты Каспия и определяющего международные органы, уполномоченные решать указанные проблемы. Кроме того, должны быть четко определены их функции и полномочия, а также механизмы их деятельности.
Например, в рамках законотворческой деятельности по разработке международно-правовой базы для решения проблем Каспия может быть сформирован общий парламент прикаспийских государств, в который войдут представители национальных парламентов.
В заключение хотелось бы отметить некоторые положительные сдвиги в региональной нефтегазодобыче, которые позволяют существенно снизить ее негативное влияние на экологию Каспия. Прежде всего, компании-недропользователи проявляют большее понимание социальной ответственности за свою деятельность и внедряют новые технологии, существенно повышающие экологическую безопасность разработки недр (принцип «нулевого сброса» и др.), современные способы и средства ликвидации аварийных ситуаций, связанных с попаданием нефти и нефтепродуктов в водоем, и многое другое, в том числе международный опыт обеспечения экологической безопасности при морской добыче углеводородов в других регионах мира (в Северном море, например).
И, наконец, это большой интерес властей, ученых, специалистов и общественности к решению экологических проблем Каспия, который находит отражение в нашей сегодняшней работе.