Каспийского-трубопроводный-консорциум

Проблемы сопровождали проект Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), на трассе Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1580 км, с самого начала его реализации. Так, открытие нефтепровода, строительство которого было начато в 1999 году, несколько раз переносилось: запланированное на июнь 2001 года, оно состоялось лишь в ноябре. Первоначальная мощность трубопровода КТК составляла 28,2 млн тонн, но на полную загрузку он вышел только в 2005 году.

В течение 2006 года мощность трубопровода была увеличена до 32 млн тонн, хотя по изначальным планам КТК должен был выйти на мощность в 38 млн тонн нефти в год еще в 2003 году. Задержка вспомогательных транспортных и добычных проектов сказалась на изменении всего сценария развития КТК. Например, отсутствие соединения с системой «Транснефти» три года препятствовало поставке российской нефти в КТК. Только в конце 2004 года проблема была решена: на железнодорожной станции Кавказская в Краснодарском крае был построен нефте-отгрузочный терминал, от которого проложен трубопровод протяженностью 10 км до насосной перекачивающей станции «Кропоткинская».

В середине 2004 года акционеры консорциума пришли к решению поэтапно расширять пропускную способность нефтепровода до максимальной мощности в 67 млн тонн в год, но Россия не дала своего согласия. Позиция России такова: бездумно расширять КТК нельзя. Сегодня максимальная ежегодная мощность бассейна Черного моря по транспортировке нефти — 110 млн тонн. К этому количеству предлагается добавить еще треть — 35 млн тонн нефти из КТК.

Есть мнение, что расширять систему можно только параллельно со строительством обходящего черноморские проливы нефтепровода Бургас – Александруполис, который возьмет на себя 35–40 млн тонн нефти в год. Очевидно, что на позицию России по расширению КТК влияет и тот факт, что российским компаниям, кроме «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти», которые являются акционерами, практически закрыт доступ в систему.

Условия России

Руководство России выдвинуло семь требований, при выполнении которых станет возможным расширение нефтепровода:

— сокращение процентной ставки на займы добывающих компаний на 2,2%;

— повышение тарифа на транспортировку на 2,5 доллара (до 30,83 доллара за 1 тонну);

— введение принципа take or pay на прогнозируемое увеличение поставок нефти;

— отмена требования по возмещению затрат на подготовку к эксплуатации государственных активов;

— финансирование проекта расширения КТК за счет внешних источников;

— создание дополнительного уровня руководства в форме совета директоров, который должен иметь полномочия управлять консорциумом;

— введение гибкого тарифа, который при увеличении эксплуатационных расходов будет автоматически повышаться.

Каспийского-трубопроводный-консорциум_2

Шесть требований в течение 2005 года были согласованы и получили одобрение консорциума, однако последнее условие (гибкий тариф) до сих пор не принято. При этом обязательство по увеличению тарифа прокачки нефти носит временный характер и стороны пока не согласовали даты начала и окончания срока повышения тарифа. По поводу создания совета директоров: Россия согласилась на альтернативный вариант, согласно которому руководство КТК наполовину должно состоять из представителей правительств и наполовину — из представителей добывающих компаний. В отношении «камня преткновения» — седьмого пункта — западные акционеры опасаются, что в результате этого тариф на прокачку нефти вырастет до 38 долларов за тонну, а это сделает трубопроводную систему КТК экономически невыгодной.

Веские аргументы консорциума

Помимо цен Москва и КТК обсуждают экспортные квоты — останется ли КТК преимущественно экспортером казахстанской нефти или резко усилит свою роль для поставщиков российского сырья. Москва уже добилась согласия западных акционеров увеличить коммерческие выгоды России и Казахстана в сравнении с прежними условиями договора. Теперь партнерам нужно еще договориться о разделе квот на прокачку.

У акционеров КТК есть свои веские аргументы. По их мнению, при полном расширении магистрали до 67 млн тонн в год и потенциально до 76 млн ежегодные доходы консорциума превысят 2 млрд долларов. Инвестиции в расширение (1,8 млрд долларов) окупятся примерно через 2–3 года. На сегодняшний день правительство России получило от КТК 650 млн долларов в виде налогов, сборов и благотворительной помощи.

Кроме того, имеют место и существенные выгоды от создания новых рабочих мест, производственных инвестиций и обеспечения дополнительного маршрута для экспорта российской нефти. Задержка с утверждением проекта расширения КТК влечет за собой обесценение инвестиций на 50 млн долларов в месяц. Неполучение одобрения расширения вообще будет означать, что первоначальные инвестиции в КТК не возвратятся в обозримом будущем.

Кто хозяин доли КТК

Параллельно с одобрением проекта расширения КТК российское правительство обсуждает возможность передачи доли России в КТК в управление «Транснефти». И хотя окончательное решение еще не принято (против этого предложения выступает Минэкономразвития РФ), руководство КТК выражает озабоченность этими планами российских властей.

Каспийского-трубопроводный-консорциум_1

Так, еще в ноябре 2005 года руководитель московского офиса Chevron и бывший генеральный директор КТК Йен Макдональд обратился к премьеру министру России с соответствующим письмом, в котором, в частности, утверждалось, что «Транснефть» — естественная монополия и прямой конкурент КТК в области транспорта казахской и российской нефти» и, соответственно, контроль «Транснефтью» российской доли «приведет к явному конфликту интересов».

Кстати, по договору о создании КТК от 1996 года оператором проекта в части прокачки нефти по России была именно «Транснефть». Однако в 2000 году собрание акционеров КТК решило, что оператором станет сам консорциум. После этого «Транснефть» на 4 года заморозила строительство перемычки Кропоткино – Тихорецк для со единения своей системы с КТК, объясняя это тем, что компании не представили необходимых параметров перемычки.

Рост или стагнация

Основной поставщик нефти в КТК — «Тенгизшевройл» (ТШО) — из-за технических проблем третий год подряд снижает прокачку своего сырья по КТК. В 2006 году было поставлено 13,2 млн тонн против 13,4 млн в 2005-м и 13,5 млн в 2004-м. В январе 2006 года КТК впервые за свою историю допустил снижение месячного уровня прокачки на нефтепроводе: на экспортный терминал Южная Озереевка ушло 2,38 млн тонн нефти против 2,46 млн тонн в январе 2006 года. Снижение произошло из-за недодачи нефти ТШО.

В 2003 году ТШО также уменьшал добычу нефти, объясняя это необходимостью ремонта оборудования и иными техническими проблемами. Но истинная причина была в разногласиях между компанией и казахстанскими властями. Стороны спорили о налоговом режиме для ТШО в период крупномасштабных инвестиций.

Сегодня компания пересматривает сроки реализации проекта увеличения добычи до 23–24 млн тонн нефти в год, который планировалось осуществить в 2007 году. В декабре 2006-го ТШО намеревался провести испытание первой нагнетающей скважины, однако пробная попытка оказалась неудачной, и испытания были перенесены на март текущего года. Точная дата опытной закачки не определена, но уже этой весной станет ясно, приступит ли ТШО к наращиванию добычи.

Вместе с тем несколько инвесторов Тенгиза, встревоженные негативным откликом экспертов на сокращение добычи в 2006 году, заявили, что годовая добыча на Тенгизе вырастет на 12 млн тонн и рост начнется с середины 2007 года.

Каспийский трубопроводный консорциум
Новости нефти

Работа и карьера