пик спроса на нефть

В мировой энергетической лексике появилась новое понятие – «пик спроса на нефть».

Основная идея заключается в том, что пророки конца света уже предупреждали о надвигающемся глобальном нефтяном дефиците («пике нефти») и были не совсем правы – вместо спада добычи и поставок нефти, мы сталкиваемся со снижением спроса на нефть. Нет проблем, это решится само собой! Чтобы увидеть это, надо двигаться дальше.

Что не так в этой энергетической ситуации? Много. Чтобы понять, что и почему, следует вдуматься в эту фразу «пик спроса». Во время последнего пика нефти известные критики, такие как Daniel Yergin, представители нефтяной промышленности, которые на протяжении последнего десятилетия стремительного роста цен на нефть неоднократно заверяли общественность, что цены собирались вернуться к историческим уровням (и каждый раз были неправы). Отраслевые компании ненавидят пик нефти, потому что, если люди станут относиться к этому серьезно, может возникнуть безумное стремление отдельных лиц и правительств к уменьшению зависимости от нефти.

Но может ли это произойти? Правда ли, что спрос на нефть упал? Да, и определенная истина «пик спроса» есть. Заглянем историю спроса, в развитых индустриальных странах, главным образом в США, Японии и Европе, потребление нефти начало постепенно снижаться в период финансового кризиса в 2008 г. В действительности, если спрос на нефть в США продолжает свою историческую тенденцию к росту (около 1,5 % годовых), в настоящее время было бы зарегистрировано примерно 20-процентное повышение по сравнению с фактическим уровнем. Возникает важный вопрос: «Почему»? Сторонники пика спроса считают, что «на развитые страны приходится удар эффективности».

Американцы покупают гибридные автомобили и электромобили, а машиностроительные компании являются производителями более экономичных традиционных бензиновых двигателей. Средняя эффективность топлива новых автомобилей в США находится на самом высоком за всю историю развития автомобилестроения уровне. Но это совсем не является достаточным объяснением полного уничтожения спроса, учитывая, что в настоящее время относительно небольшое число американцев покупают новые автомобили. На самом деле, единственным крупнейшим компонентом сокращения спроса на нефть в США являются ежегодные параметры синхронизации сокращения миль пробега.

За последние пять лет наблюдается наиболее длительный период отсутствия роста транспортных миль пробега (vehicle miles traveled – VMT) в истории США. Почему люди не ездят больше? Два слова: цены на газ. За последние годы доходы большинства американцев не повысились, но цены на бензин поднялись до самого высокого уровня в истории. Поездки на автомобиле стали настолько дорогими, что отношение к автомобилям постепенно меняется, и многие молодые люди отказываются от самой идеи стать владельцами автомобилей и покупают электромобили. Однако, если проследить последнее снижение спроса, стратосферные цены на нефть явно перепутаны (это не просто скупость в отношении пройденных миль; усилия по стимулированию повышения эффективности использования топлива также в значительной степени мотивированы газовым шоком).

Но почему цены на нефть такие высокие? Хотя некоторые комментаторы поспешили обвинить нефтяные компании или спекулянтов, которые определяют основным фактором поддержания цен на нефть выше 75 долл/брл поставки.

Да, OPEC часто напоминает нам, что нефтяной рынок хорошо обеспечен. Но к этому утверждению требуется пояснение: «Нефтяной рынок хорошо обеспечен при стоимости нефти в 75 долл/брл, которые экономика с трудом себе позволяет. Если цена на нефть снизится, обратно до исторических показателей (ближе к 40 долл/брл, с поправкой на инфляцию), количество доступных баррелей нефти во всем мире станет быстро сокращаться. Это потому, что количество нефти, которая может быть добыта с прибылью и по низкой цене (как правило, с берега, из традиционных, вертикальных скважин) в последние годы сократилось. Совокупный новый спрос удовлетворяется добычей нефти на устаревающих месторождениях и из дорогостоящих источников, таких как битуминозные пески, горизонтально пробуренные скважины, скважины, пробуренных в труднодоступных нефтеносных пластах с использованием гидравлического разрыва или из глубоководных скважин и не забудем конечно про сланцевую нефть США.

Производители должны поддерживать цены на нефть в 75 долл/брл, чтобы оправдать инвестиции в эти операции. Нефтяная промышленность удвоила уровень инвестиций в добычу нефти в последние годы, и удвоила число скважин, которые бурятся ежегодно ради увеличения поставок нефти.

Таким образом, правильное определение ситуации заключается в следующем. Сокращение добычи традиционной нефти толкает цены вверх, а высокие цены влияют на сокращение спроса. «Пик спроса», по сути, является пиком добычи нефти.

Но это не изменяет реальность, кроме изменения представления людей о реальности, и, следовательно, их действия. Вот реальность, лишенная тонкости. Нефть является источником жизненной силы индустриального общества, так как почти все транспортные топлива на нефтяной основе и сам транспорт имеют важное значение для торговли. Промышленные страны не имеют готовой и равноценной замены нефти. Поэтому, если подготовка не осуществляется, неизбежное глобальное снижение добычи традиционной нефти постепенно задушит мировую экономику, начиная с самых зависимых от нефти стран.

С течением времени показатели добычи традиционной нефти будут снижаться более резко, усугубляя ситуацию с каждым годом, чтобы поддерживать общий объем добычи жидкого топлива. Пока цены остаются высокими, более отчаянные усилия, направленные на удовлетворение спроса общества на жидкие топлива, приведут к эксплуатации более дорогостоящих заменителей традиционного сырья, например, битуминозных песков или голубого водорода, но эти источники связаны с большими экологическими издержками и рисками. Итак, проблема не решена.

В настоящее время «исправление» дилеммы постепенного истощения запасов нефти и снижения добычи в Северной Дакоте и Техасе (это в разгар краткосрочного бума) определено в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Но бум поставок может не продлиться даже до конца нового десятилетия.

Все дискуссии о «пике спроса» фактически направлены на то, чтобы усыпить общество и заставить его бездействовать. Зачем беспокоиться? Рынок решает наши проблемы для нас. На самом деле нет необходимости делать что-то, чтобы переоборудовать нашу экономику с меньшей мобильностью, меньшим ростом и большим числом возобновляемых источников энергии.

Пик спроса на нефть
Новости и статьи

Работа и карьера