Регулятор в области энергетики Нигерии отменил решение президента Мухаммаду Бухари об одобрении покупки активов Exxon Mobil Corp. на сумму 1,28 млрд. долларов, что стало причиной громких разногласий, которые могут помешать инвестициям в и так испытывающую трудности нефтегазовую промышленность Нигерии.
Через несколько часов после того, как кабинет Бухари одобрил приобретение компанией Seplat Energy Plc подразделения Exxon на шельфе, Нигерийская комиссия по регулированию разведки и добычи нефти заявила, что сделка является «чисто регулятивным вопросом». Кроме того, ее предыдущее отрицательное решение по сделке остается в силе, говорится в заявлении NUPRC.
Неопределенность, вызванная противоречивыми заявлениями, наступила в самое неподходящее время. Администрация Бухари пытается обратить вспять падающую добычу нефти в Нигерии и привлечь крупные инвестиции в сектор, который приносит более 90% экспортных поступлений в бюджет Нигерии, обвиняя правительство в повальном воровстве энергоносителя.
«Нигерия выглядит не лучшим образом, когда есть такие публичные противоречие. Обе стороны сделки все еще не уверены в том, что консенсус будет найден», — прокомментировал Гейл Андерсон, директор по исследованиям консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd.
Бухари, который также является министром нефти Нигерии, дал согласие на сделку в заявлении отправленном по электронной почте его пресс-секретарем Феми Адесиной. Президент Нигерии сказал, что продажа компанией Exxon четырех лицензий компании Seplat принесет «обширные выгоды» энергетической отрасли Нигерии.
Главный исполнительный директор NUPRC Гбенга Комолафе утверждает, что согласно принятому в прошлом году масштабному закону по ресурсам, этот орган является «единственным регулятором в решении подобных вопросов». Хотя закон гласит, что передача лицензий «предоставляется по рекомендации» агентства, также позволяет министру отклонить его рекомендации.
Если приобретение состоится, это даст Seplat, зарегистрированной в Лондоне и Лагосе, дополнительный объем добычи в размере около 95 000 баррелей нефтяного эквивалента на шельфовых участках, которыми Exxon управляет в рамках совместного предприятия с государственной компанией Nigeria National Petroleum Co. Это почти утроит объем добычи компании.
NNPC пыталась заблокировать продажу и взять разрешения в свои руки. Суд в столице Нигерии, Абудже, 6 июля выдал государственной компании временный судебный запрет, запрещающий Exxon продавать дочернюю компанию, владеющую активами, согласно заявлению Seplat, опубликованному в прошлом месяце.
Президент, Seplat и NNPC не ответили на просьбы прокомментировать заявление NUPRC. Компания Exxon отказалась от комментариев.
До того, как Комолафе опубликовал свое заявление, Seplat поблагодарила Бухари за его согласие, заявив, что в результате сделки будет создана одна из крупнейших независимых энергетических компаний на Лондонской и Нигерийской фондовых биржах.
Seplat заявила, что Бухари дал свое согласие в соответствии с законодательством, принятым в 1969 году, которое предоставляет министру более широкие дискреционные полномочия, а не в соответствии с реформами, принятыми в прошлом году.
Длительное влияние тупиковой ситуации на доверие инвесторов «будет зависеть от того, сколько времени потребуется для ее разрешения», — добавил Гейл Андерсон, директор по исследованиям консалтинговой компании Wood Mackenzie LtdАндерсон. «Все может решиться завтра, насколько нам известно».