Британская Shell приступила к самой «ужасной» задаче в своей истории, по выходу из своего крупнейшего российского энергетического проекта. Китайские государственные компании рассматриваются как единственный вариант продажи российских активов для западных нефтегазовых компаний, к которым не проявляют интерес сторонники США и ее политики.
По словам двух людей, знакомых с вопросом, британская группа находится на «ранней стадии переговоров» с Cnooc, CNPC и Sinopec о продаже своей 27,5-процентной доли в проекте сжиженного природного газа «Сахалин-2″. В феврале после начала спецоперации на Украине Shell пообещала выйти из всех своих российских проектов, но не сказала, будет ли она стремиться продать долю или просто уйдет.
Расположенный на дальнем востоке России, проект является ключевым источником СПГ для нескольких стран Восточной Азии, нуждающихся в природном газе, но, поскольку большинство энергетических компаний сокращают свое присутствие в России, у Shell мало вариантов.
«Это кошмарные переговоры», — заявил один из участников проекта в России. Shell надеется, что продажа поможет ей вернуть часть суммы затраченной на проекты, это примерно около $5 млрд долларов, которую она рассчитывает списать в связи с выходом из России, любая китайская сделка, скорее всего, будет заключена с большой скидкой и потребует двустороннего соглашения между Россией и Китаем, добавил собеседник. «Скорее всего, это и будут настоящие переговоры».
В 2014 году, после того как Россия провела референдум в Крыму, это привело к введению западных санкций против Москвы, тогда китайские государственные компании сделали ряд инвестиций в российские проекты СПГ и договорились с «Газпромом» о строительстве газопровода протяженностью 2200 км из Восточной Сибири в Северный Китай. Проект Сила Сибири был успешно введен в эксплуатацию 2 декабря 2019 года.
Джеймс Уодделл из консалтинговой компании Energy Aspects ожидает очередную серию сделок с выгодными для Китая условиями. «Мы находимся в похожей, но еще худшей ситуации для России», — сказал он. «Единственный покупатель этого актива — Китай».
Среди других западных энергетических компаний, которым предстоит избавиться от активов, — ExxonMobil, которая управляет соседним нефтегазовым проектом «Сахалин-1″, и BP, которая обязалась избавиться от своей 19,75-процентной доли в российской государственной нефтедобывающей компании «Роснефть».
Сахалин-2, запущенный в 2009 году, произвел около 11,6 млн тонн СПГ в 2020 году, из которых Shell получила бы около 3,2 млн тонн, в основном для дальнейшей продажи в Восточной Азии. Другими акционерами являются Газпром, которому принадлежит чуть более 50 процентов проекта, и японские торговые дома Mitsui и Mitsubishi, которым принадлежит 12,5 процента и 10 процентов соответственно.
Shell и Mitsubishi отказались от комментариев. Компания Mitsui не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию.
Хирокадзу Мацуно, главный секретарь кабинета министров Японии, отказался обсуждать деловые переговоры отдельных компаний, но подчеркнул, что в целом возможность китайского приобретения демонстрирует, почему для торгующих компаний Японии важно не выводить свои активы.
«Если Япония выйдет из проекта, а Россия или третья страна приобретет концессию, мы обеспокоены тем, что это приведет к дальнейшему росту цен на ресурсы и будет в пользу России, и не будет являться эффективной санкцией», — сказал он в пятницу.
Япония считает постоянный доступ к СПГ с острова Сахалин жизненно важным для своей энергетической безопасности, но запретила импорт российского угля и договорилась с союзниками по G7 о снижении общей зависимости от российских энергоносителей. Mitsui и японская государственная компания Jogmec также владеют 10 процентами в проекте «Арктик СПГ 2″ на российском полуострове Гыдан, наряду с российской группой «Новатэк», французской TotalEnergies и китайской Cnooc.