shellКак создавалась первая транснациональная нефтяная компания

Лондон-Батуми-Сингапур

В 1863 году в лондонском Ист-Энде предприниматель Маркус Сэмюэл открыл лавку, в которой посетителям предлагались разные заморские диковинки, древности и безделушки, украшенные морскими раковинами. Торговля пошла настолько успешно, что г-н Сэмьюэл организовал регулярные поставки морских раковин с Дальнего Востока, превратив крошечное торговое предприятие в процветающий экспортно-импортный бизнес.

Маркус Сэмюэль старший

После смерти Маркуса Сэмюэла в 1870 году его дело перешло к сыновьям — Маркусу и Сэмюэлу, которые в 1878 году основали в Лондоне фирму Marcus Samuel & Со. Братья настойчиво искали возможности расширить унаследованный бизнес. В начале 1890-х годов Маркус Сэмюэл младший посетил Батуми, через который в те времена экспортировалась российская нефть. Пораженный размахом увиденного, он вернулся домой с твердым убеждением заняться поставками керосина в страны Дальнего Востока.

Маркус Сэмюэл младший

Однако в регионе, привлекшем внимание молодого бизнесмена, в то время безраздельно господствовала американская Standard Oil — Компания первого нефтяного короля. Чтобы сбить высокие монопольные цены основного конкурента, необходимо было добиться разрешения от Suez Canal Company на проход нефтеналивных судов через Суэцкий канал, что было строжайше запрещено из-за боязни возникновения пожаров на совершенно неприспособленных для транспортировки горючих веществ судах.

Во время посещения Батуми Маркус посетил местную верфь, где ему показали строящееся судно, специально предназначенное для перевозки нефти и керосина. Нигде в мире таких судов еще не было, и Маркус в полной мере использовал свои батумские наблюдения, когда в начале 1890-х гг. спустил на воду свой первый танкер Murex грузоподъемностью 5 тысяч тонн. Новое судно полностью отвечало требованиям властей, регулировавших морские перевозки через Суэц.

В 1892 году, неся на борту 4 тысячи тонн российского керосина, Murex совершил свой первый рейс из Батуми в Сингапур и Банкгок через Суэцкий канал. В портах Дальнего Востока Маркус Сэмюэл построил емкости для хранения нефтепродуктов и одновременно заключил долгосрочный контракт на поставку русского керосина с концерном производителей и переработчиков нефти, контролируемым банкирским кланом Ротшильдов. Закупавшийся в России керосин реализовывался на Дальнем Востоке под фирменным названием Shell (в переводе с английского — «раковина»).

Murex совершил свой первый рейс

Голландцы в Ост-Индии

Оставим на время процветающих наследников Маркуса Сэмюэла-старшего и перенесемся в Ост-Индию, где к тому времени уже началась добыча нефти, а в 1890 году была создана компания со сложным названием N. V. Coninklike Niederlandce Maazhappei tot Eksploitesie van Petroleumbronnen ind Nederlandce-Indie, позднее переименованная в Royal Dutch Petroleum Company («Королевская Голландская Нефтяная Компания»). Основанная в Гааге с акционерным капиталом в 1,3 млн гульденов под покровительством короля Нидерландов Вильяма III, компания приступила к разработке нефтяного месторождения в Панкалан-Брандан на индонезийском острове Суматра.

компания приступила к разработке нефтяного месторождения в Панкалан-Брандан

Концессия на разработку этого месторождения была получена бывшим управляющим табачной плантации компании Tobacco Company в Восточной Суматре Айелко Зилкером. По легенде, покинуть родные берега и искать счастья в далекой голландской Ост-Индии голландца Зилкера заставила не разделенная любовь. Так это или нет, в точности неизвестно, но на посту управляющего плантацией голландец пробыл недолго, сменив его на нелегкую, но многообещающую стезю нефтедобытчика.

В 1880 году, во время одной из своих поездок по острову, Зилкер обнаружил маслянистое вещество, лабораторная проверка которого показала, что это нефть, содержавшая почти 60 % керосина. Голландец немедленно подал в отставку, приобрел лицензию и в 1885 году получил первую партию нефти из скважины Панкалан на Суматре. Панлакану было суждено давать коммерческую прибыль на протяжении 50 последующих лет благодаря не только богатству самого месторождения, но и деловым качествам директора-распорядителя новой компании Августа Кесслера.

В 1896 году вместе с Кесслером начинает работать Генри Детердинг. Для того, чтобы конкурировать с «русской нефтью» Сэмюэла и его низкими транспортными издержками, новый сотрудник Royal Dutch предложил строить танкеры, резервуарные парки и создавать собственную распределительную сеть.

Теперь Marcus Samuel & Со пришлось конкурировать не только со Standard Oil, но и с Royal Dutch. К 1897 году нефтяные операции Сэмюэла стали настолько обширными, что он создал отдельную компанию, назвав ее в память о бизнесе отца Shell Transport And Trading Company Ltd. Так впервые в названии компании появилось слово «shell», ставшее впоследствии синонимом и эмблемой одной из крупнейших промышленных компаний мира.

Читайте продолжение статьи

«Раковина», покорившая мир часть 1
История нефти Новости и статьи

Работа и карьера