Слияние и глобализация нефтяной компании
Новая фирма процветала, а с изобретением в 1885 году первого автомобиля перед ней открылся безбрежный потенциальный рынок. В 1898 году Маркус Сэмюэл построил нефтеперерабатывающий завод в Баликпапане, на острове Борнео, а в 1901 году, когда была найдена нефть в Техасе, решительный Сэмюэл взял на себя ее транспортировку и продажу.
В итоге Shell Transport стала первой нефтяной компанией, охватившей своими операциями весь земной шар. Транснациональная компания стала представлять серьезную угрозу могуществу Standard Oil, которая, естественно, предприняла попытку поглотить новоиспеченного конкурента. Однако предложение боссов Standard Oil о слиянии компаний Маркус Сэмюэл решительно отверг.
Деловой Союз
В 1900 году Август Кесслер умер, и его кресло в совете директоров Royal Dutch занял Генри Детердинг, ярый сторонник сотрудничества с Shell Transport. Интересы обеих компаний неуклонно сближались. В 1903 году было достигнуто соглашение о создании совместной компании Asiatic Petroleum Company Limited, третьим партнером в которой стали представители банкирского клана Ротшильдов.
Маркус Сэмюэл занял пост председателя правления новой компании, Генри Детердинг стал директором-распорядителем. Asiatic Petroleum объединила ресурсы Shell Transport и Royal Dutch по распределению и реализации нефти и нефтепродуктов на Дальнем Востоке и стала агентом по сбыту продукции Ост-Индийских месторождений по всему миру.
В течение последующих трех лет Royal Dutch получила огромные прибыли от поставок бензина. Shell Transport повезло меньше, поскольку спрос на поставляемый ею мазут оставался делом будущего. Чтобы загрузить свои четыре танкера и компенсировать потери, Shell начинает перевозить керосин из Румынии. Именно в это время в США резко возрастает спрос на бензин, что заставляет Standard Oil выбросить на европейские рынки огромные объемы керосина по очень низким ценам. В результате конкуренты понесли гигантские убытки. Ожесточение конкуренции, в первую очередь со стороны Standard Oil, с неизбежностью привело к необходимости полного слияния интересов партнеров по Asiatic, о котором так мечтал Генри Детердинг. В 1907 году Royal Dutch и Shell Transport объединили капиталы и интересы, сохранив при этом торговые марки и индивидуальность своих компаний. Это слияние послужило фундаментом корпорации, известной сегодня под названием Royal Dutch/Shell.
Материнские компании, Royal Dutch Petroleum Company и Shell Transport, распределили между собой в пропорции 60/40 акции двух созданных ими компаний-операторов — Bataafce Petroleum Maazhappei (разведка и разработка нефтяных ресурсов с главной конторой в Гааге) и English-Saxon Petroleum Company Limited (транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов со штаб-квартирой в Лондоне). Реклама и сбыт продукции остались в руках Asiatic Petroleum, также обосновавшейся в британской столице.
Сэр Маркус Сэмюэл, посвященный в рыцарское звание в 1898 году, сопроводил официальное объявление о слиянии двух компаний следующими словами: «Компании, вступившие в сей союз, прочны по самой своей природе: они производят свое собственное сырье — нефть, и добывают ее самым рентабельным образом для любой данной точки земного шара, в то время как географическое местоположение этих компаний обеспечивает за ними неоспоримый авторитет в тех регионах, где они торгуют. Они сами осуществляют перевозку своей продукции, переработку своего сырья и распределение продукции через собственную торговую сеть. Трудно представить себе бизнес, основанный на более прочном фундаменте».
Вслед за слиянием интересов последовал период роста. Были приняты решения о расширении сфер деятельности, присоединении новых источников сырой нефти и объединении все более мощных нефтеперерабатывающих заводов под контролем центра для удовлетворения постоянно растущего мирового спроса на нефтепродукты. В 1906 году были приобретены права на добычу нефти в Румынии, в 1908 — в США, в 1910 — в России, в 1911 — в Венесуэле, а в 1914 — в Тринидаде. Транснациональная корпорация не сворачивала со своего магистрального пути на глобализацию, по которому, хоть и не без трудностей, уверенно идет и по сей день.