В октябре 2006 года руководство «Газпрома» удивило своих зарубежных партнеров, заявив о намерении самостоятельно разрабатывать Штокмановское газоконденсатное месторождение. Причем, вопреки прежним планам, основным рынком сбыта газа с этого месторождения (по крайней мере, на первом этапе реализации проекта) будет европейский континент, а не США.
С прицелом на будущее
Штокмановское газоконденсатное месторождение, одно из крупнейших в мире, было открыто государственной геофизической компанией «Арктикморнефтегаз-разведка» в 1988 году. Тогда его запасы оценивались в 3 200 млрд. м3. В настоящее время, по последним данным, его разведанные запасы составляют около 4 000 млрд. м3.
Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря, примерно в 560 км от побережья Кольского полуострова. Глубина моря в этом районе составляет от 320 до 340 м. По своим геотехническим условиям месторождение относится к категории сверхсложных. Трудности усугубляются суровым арктическим климатом. Для этой части Баренцева моря характерны километровые дрейфующие льдины, тяжелые волны и сильные ветры.
Поскольку разведка нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе в России только начиналась, а собственных отработанных технологий добычи не было, Министерство газовой промышленности СССР решило позаимствовать опыт зарубежных компаний.
С 1988 по 1992 год «Арктикморнефтегазразведка» совместно с несколькими иностранными компаниями проводила геологоразведочные работы на этом месторождении. Планировалось добывать 90 млрд м3 газа в год и поставлять его по трубопроводу в Европу. Кроме того, предполагалось, что половина добычи будет принадлежать «Газпрому», а другая половина — его партнерам: американской ConocoPhillips, а также финской Barents Group, французской TotalFinaElf и норвежской Norsk Hydro. Однако это означает, что Россия уступит свои значительные трубопроводные мощности иностранным компаниям. Взвесив все за и против, Россия отвергла такую концепцию проекта и решила разрабатывать Штокмановское месторождение самостоятельно.
В конце 1992 года новый российский консорциум «Росшельф», основным акционером которого был «Газпром», получил лицензию на разработку Штокмановского месторождения. Однако его разработка откладывалась год за годом. Для реализации столь масштабного и сложного проекта у «Росшельфа» не было не только необходимых технологий, но и финансовых ресурсов. Между тем, ресурсная база крупнейшей в мире газовой компании позволяла ей на некоторое время отложить «активную стадию» реализации проекта.
Пробуждение Штокмановского месторождения
В 2001 году активизировался российско-американский энергетический диалог. Для «Газпрома», который искал возможность диверсификации поставок газа, США выглядели достаточно перспективным рынком. Кроме того, Штокмановское месторождение имело ряд преимуществ для того, чтобы стать ресурсной базой поставок углеводородов в США. Одним из них была его близость к восточному побережью США — по сравнению с другими потенциальными поставщиками СПГ. Газпром планировал начать поставки газа на американский рынок в конце 2010 — начале 2011 года. Основной загвоздкой была необходимость строительства завода по производству сжиженного природного газа, и для этого газовый монополист планировал привлечь иностранных партнеров.
В 2002 году «Газпром» и «Роснефть» создали совместное предприятие «Севморнефтегаз» для разработки Штокмановского месторождения, после чего начались переговоры с иностранными компаниями об участии в проекте. В 2004 и 2005 годах было подписано девять меморандумов с крупнейшими энергетическими компаниями мира, которые представили предложения по реализации совместных проектов разработки месторождений. В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свой пакет акций «Севморнефтегаза» за 1,7 миллиарда долларов.
В сентябре 2005 года российская компания завершила формирование шорт-листа компаний, желающих принять участие в реализации первого этапа проекта освоения Штокмановского месторождения, включающего строительство завода СПГ. В соответствии с амбициозным планом российской компании, поставки СПГ на рынок США должны были начаться в конце 2010 — начале 2011 года.
В пятерку партнеров-кандидатов вошли Statoil (Норвегия), TotalFinaElf (Франция), Chevron Corporation (США), Norsk Hydro (Норвегия) и ConocoPhillips (США). Предварительный отбор не прошли Mitsui и Sumitomo (Япония), Exxon Mobil и Royal Dutch/Shell. Согласно планам «Газпрома», обнародованным в то время, две или три компании из предварительного списка должны были получить 49-процентную долю в проекте. Основные условия «Газпрома» включали доступ к новейшим технологиям добычи в Арктике, сжижение газа и передачу «Газпрому» значительной доли в добывающих и перерабатывающих проектах его иностранных партнеров.
Широкие возможности для маневра
Была проведена существенная переоценка запасов Штокмановского месторождения, что значительно укрепило позиции российской компании в переговорах с зарубежными газовыми мейджорами. Однако председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «иностранные компании не смогли создать активы, размер и качество которых соответствовали бы запасам Штокмановского месторождения».
И вот, в октябре 2006 года руководство крупнейшей в мире газовой компании заявило о намерении самостоятельно разрабатывать шельфовое месторождение. Согласно обнародованным планам, иностранные компании будут приглашены к участию в проекте в качестве подрядчиков. Огромное месторождение должно стать ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу по строящемуся газопроводу «Северный поток».
Европа является основным рынком сбыта газа «Газпрома». Контракты на поставку газа расписаны на много лет вперед, спрос на этот вид топлива неуклонно растет, но аналитики газовой отрасли считают ставку на увеличение транзита среднеазиатского газа в Европу довольно рискованным предприятием в долгосрочной перспективе. Поэтому «Газпром» намерен, прежде всего, создать надежную ресурсную базу для гарантированных поставок собственного газа. Штокмановское месторождение может стать ключевым элементом такой ресурсной базы.
Как и прежде, «Газпром» планирует транспортировать часть добываемых на Штокмане углеводородов по газопроводу — первоначально 27 млрд м3 , а в дальнейшем — до 45 млрд м3 . Газ предназначен как для потребителей в Мурманской области, так и для потребителей в Европе.
Возможны также поставки СПГ на североамериканский рынок. По словам Влады Русаковой, начальника департамента стратегического развития «Газпрома», будущее «сжижения газа и поставок СПГ зависит от ситуации на рынке». Она ожидает, что «газ со Штокмановского месторождения поступит в трубопровод к 2013 году».
Новая стратегия в отношении разработки гигантского газового месторождения нашла одобрение у директора Института проблем нефти и газа академика Анатолия Дмитриевского, который считает, что «Газпрому» не следует спешить с вводом Штокмановского месторождения в эксплуатацию, поскольку «отсутствие штокмановского газа вряд ли как-то повлияет на энергетический баланс страны в ближайшие годы».
13 декабря 2006 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер провел конференцию, посвященную освоению Штокмановского месторождения. На конференции было принято решение сделать компанию «Севморнефтегаз», дочернее предприятие «Газпрома», владеющее лицензией на разработку месторождения, единственным работодателем по проектированию и строительству проекта. Новый профиль реализации проекта и роль потенциальных иностранных партнеров будут определены весной 2007 года. Иностранным претендентам было предложено рассмотреть возможность участия в проекте в качестве подрядчиков.
Иностранные нефтяные компании, судя по многочисленным комментариям их топ-менеджеров в СМИ, по-прежнему рассчитывают «в той или иной мере» участвовать в разработке Штокмановского месторождения. Иными словами, потенциальным участникам еще предстоит достичь баланса интересов.