нефть РоссииВ XXI веке российская нефтегазовая отрасль сталкивается с различными проблемами, в том числе и на глобальном уровне. Нефть и газ как ресурсы, являются важными элементами в российской экономике, так как доход от их экспорта поступает в федеральный бюджет и имеет влияние на его формирование. Нефтегазовая отрасль является капиталоёмкой, т.е. требует значительных инвестиций. При этом данное направление развития обещает эффективное использование вложенных инвестиций, что выгодно инвестору.

Государство участвует в инвестиционных отношениях: разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты, ежегодно формируя федеральную программу на финансовый год и плановый период; также следит за поставкой современных и материалоёмких, энергоёмких технологий. Благодаря прибыли от нефтегазовой отрасли создаются различные фонды, такие как резервный, а также национального благосостояния. Приток инвестиций в нефтегазовую отрасль зависит от того, насколько привлекательны условия их реализации.

К инвестициям относятся не только ресурсы и прибыль, но и потенциал (интеллект) людей занимающихся инвестиционной деятельностью. Одной из главных задач инвестиционной политики является рациональное использование выделенных средств, с учётом рисков их реализации. Можно сказать, что на развитие инвестиций в данной отрасли влияют факторы: ограниченность энергоресурсов, уровень развитости технологий, характер инвестиционной политики других стран. На фоне замедления темпов роста мировой экономики, падения цен на энергоресурсы, введения санкций, требуется эффективное решение проблемы инвестирования в нефтегазовый комплекс. Поэтому в энергетическом развитии страны до 2035 года следует учитывать приоритет инвестирования в долгосрочной перспективе. Поиск источников финансирования остаётся не менее важной задачей.

Эффект от санкций может быть ослаблен выстраиванием новых долгосрочных отношений с другими странами, основанных на поставках технологий, а так же оптимизации уже действующих договоров. Важной мерой для преодоления последствий от санкций может стать активное сотрудничество с различными компаниями такой же отрасли за рубежом, в частности на фоне взаимодействия стран БРИКС. Также можно считать необходимым создание новых компаний, что должно обеспечить интенсивное технологическое развитие и привести к улучшению конкурентоспособности. Россия является страной участницей ВТО с 22 августа 2012 года, в связи с чем она имеет возможность перенимать опыт других стран по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые могли бы способствовать комплексной модернизации отрасли.

Инвестиционную политику в данной отрасли трудно рассматривать отдельно от государственной стратегии экономического развития, так как государство регулирует цены на такие энергетические продукты, как (нефтяной) попутный газ, природный газ и электроэнергию, чтобы не образовывались излишние энергетические издержки. Так, правительство планирует сохранять нефтегазовую монополию. Цены на нефть по зарубежным контрактам связаны с мировыми ценами, которые формируется международным нефтяным картелем. Европейские потребители более устойчивы в экономической деятельности, так как несмотря на издержки и рост цен на газ и нефть, сумма выплат остаётся фиксированной в пределах конкурентного рынка. Таким образом экспорт российского газа по долгосрочным контрактам осуществляется по принципу платности. Следует учитывать при регулировании цен на экспорт природного газа максимизацию прибыли и интересы общества.

Проблемы инвестирования нефтегазовой отрасли

Нефть и газ являются не восполняемыми полезными ископаемыми, однако возобновляемыми ресурсами. На процесс возобновления требуется много времени, поэтому в последние несколько лет была отмечена стабилизация добычи нефти и газа. В то же время после 2014 года расширилось использование данных энергетических ресурсов. Для равномерного развития нефтегазовой отрасли важным фактором является рост запасов. С учётом ежегодного роста потребления нефти, по прогнозам до 2035 года, количество запасов должно превышать добычу как минимум 1,5 раза.

Помимо нефтедобычи следует активно развивать её качественную переработку для увеличения выгоды от продажи. В данном случае опору следует сделать на вторичную переработку. Для экономики России будет полезным добиться переработки всей добываемой нефти, благодаря чему появится возможность поднять спрос на нефтепродукты по цене, выгодной для производителя. Необходимо учитывать при создании инвестиционной стратегии, что кроме нефтегазового сектора, развивается отрасль альтернативных источников энергии, хотя спрос на углеводородное сырьё растёт.

К сожалению, экономический кризис и санкции ограничивают финансовые возможности государства, появляется проблема привлечения, как частных, так и иностранных инвестиций, затрудняется создание правовых механизмов, обеспечивающих максимальное удобство для инвесторов. Инвестиции рассматриваются как объекты гражданского оборота, а инвестиционная деятельность как простое вложение капиталов, без существенного экономического и правового наполнения. Проблемы возникшие в сфере правового регулирования прямых иностранных инвестиций являются коллизионными и регламентируются фрагментами в нормативно-правовых актах с отсутствием системы гарантий. Так как в законодательстве чётко не закреплён порядок компенсации при национализации иностранных инвестиций, также нет единого понимания и значения прямых иностранных инвестиций, поэтому к ним можно приравнивать любые объекты гражданского права. Исходя из этого существует ряд проблем, которые необходимо решить в области стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года именно в этой сфере.

Торговое, предпринимательское и коммерческое право определяет порядок и стратегию работы как с внутренними так и с внешними инвестициями. Отсутствие кодифицированного федерального закона в условиях двухуровневой системы построения российского законодательства тормозит развитие инвестиционных взаимоотношений в разных сферах экономики, в том числе и нефтегазовой. Сейчас федеральное законодательство, регулируя защиту инвестиций, не детализирует сами процессы обеспечения защиты и гарантий.

Нефтегазовой оборудование

Китай, не смотря на экономические ограничения для России со стороны ЕС и США, остаётся основным партнёром, в связи с чем возрастает необходимость двусторонних экономических связей, в том числе в сфере инвестиций. Сравнительный правовой анализ регулирования отношений связанных с иностранными инвестициями может выделить определённые недостатки в законодательстве нашей страны и способе их решения. Российская федерация может перенять опыт КНР по регулированию отношений связанных с инвестициями. Исходя из схожей экономической истории и принадлежности к принципам континентальной правовой системы, что сближает РФ и КНР в правовой составляющей.

Рассмотрим связь некоторых положительных и отрицательных факторов, влияющих на инвестиции в нефтегазовую отрасль Китая. Эта страна плодотворно инвестирует в совместные предприятия и проекты стран-партнёров, не без участия государства, при этом процентная ставка по кредитам остаётся не самой выгодной, однако постепенно падает, что восстанавливает уровень привлечения инвестиций в страну. В России к положительным факторам для инвестиционной политики можно отнести себестоимость добычи на традиционных месторождениях, квалифицированную рабочую силу. В то же время данные преимущества не спасают от снижения рейтинга, финансовых ограничений, в связи с экономическими санкциями. Так же хочется добавить, что политика санкций негативно повлияла на доступность кредитов от зарубежных банков. Следовательно, следует больше регулировать право затрагивающее инвестиции на федеральном уровне, нежели чем на региональном, при этом заимствуя нормы у стран с более развитыми инвестиционными взаимоотношениями, с адаптацией в национальной среде. Параллельно этому не следует закреплять законодательно перечень видов объектов инвестиционных сотрудничество, так как страна экономически развивается, а процедура изменения законодательства достаточно трудоёмкая.

В сфере гражданско-правовой защиты иностранных инвестиций следует установить равный объём гарантий для инвестиций в различные сферы экономики, независимо от того, через какие организационно-правовые формы проходит участие инвесторов, в целях повышения привлекательности для них. Для устранения правовых пробелов стоит увеличить контроль над сделками совершаемыми, к примеру при приобретении акций для создания новых юридических лиц с вложением иностранного капитала. Создать положение с учётом которого данные юридические лица обязаны будут отчитываться о сделке перед местными органами управления.

Говоря о гарантиях для иностранных инвесторов, можно сказать, что они существуют, но декларативно, с учётом добровольного ограничения суверенитета, не связанного с международными обязательствами. Например закреплена невозможность изменения законодательства в ущерб иностранному инвестору или компании с иностранными инвестициями. При этом можно выявить неблагоприятную для инвестора ситуацию при изменении условий налогообложения, так как любое увеличение взносов и налогов плохо влияет на инвестирование. Также губительно увеличение или частота выплат налогов на доходы от физических и юридических лиц.

Таким образом можно прийти к выводу, что поддерживать инвестирование нефтегазовой отрасли России на данный момент выгодно, так как свежие средства способны развивать новые технологии и стимулировать улучшение качества добычи и переработки, повышение уровня человеческого потенциала, однако для этого будет необходимо создать новую или усовершенствовать имеющуюся правовую платформу регулирования инвестиционных отношений с гарантиями и более надёжной защитой прав иностранных инвесторов.

Проблемы инвестирования нефтегазовой отрасли
Новости нефти Работодателям Соискателям

Работа и карьера