Нефть янтарного края

Калининградская область — самый западный регион России — является эксклавом, не имеющим общей сухопутной или морской границы с остальной частью страны. Несмотря на относительно небольшие объемы, добыча нефти играет важную роль в экономике Янтарного края. Близость европейских рынков, наличие развитой транспортной инфраструктуры, низкая себестоимость и высокое качество сырой нефти создают прочную основу для успешного ведения нефтяной деятельности.

На берегу и за его пределами

Прогнозы о промышленных запасах нефти в Балтийском регионе начали делать еще в первой половине 20 века, но только после Второй мировой войны советские ученые научно обосновали существование нефтегазоносного потенциала в Балтийском регионе и, в частности, в Калининградской области. В 1951 году начались регулярные геофизические исследования, бурение ключевых, параметрических и поисковых скважин.

Нефтедобывающее предприятие было создано после того, как в конце 1960-х годов на суше Калининградской области были обнаружены промышленные месторождения нефти. Самым крупным месторождением, открытым Калининградской геологоразведочной компанией, было Красноборское нефтяное месторождение, расположенное в 36 км к востоку от Калининграда. Дальнейшая разведка была успешной, были открыты Западно-Красноборское, Северо-Красноборское, Малиновское, Ушаковское, Дейминское и другие месторождения. Запасы были невелики, но качество нефти было высоким, а себестоимость добычи потенциально низкой, поэтому Министерство нефтяной промышленности СССР решило сосредоточиться на освоении нефтяных ресурсов Янтарного края, и 8 сентября 1972 года было создано нефтедобывающее предприятие «Калининграднефть».

Промышленная разработка Красноборского месторождения началась 7 февраля 1975 года, а 14 февраля из Калининградской области был отправлен первый поезд с нефтью. С 1975 года на сухопутных месторождениях области было добыто около 35 миллионов тонн нефти. Многие скважины здесь фонтанировали в течение длительного времени, а некоторые фонтанируют и по сей день.

В 1970-х годах геологи начали задумываться об исследовании шельфовых зон. Активные поиски нефти начались в 1976 году, когда была создана международная организация «Петробалтик», в которую вошли Советский Союз, Польша и Германская Демократическая Республика. Стало очевидно, что перспективы «Калининграднефти» зависят от освоения морских нефтяных ресурсов Балтики. Крупнейшее нефтяное месторождение Балтики было открыто в 1983 году. Месторождение, расположенное в 22 км к западу от Куршской косы, было названо Кравцовским в честь советского геофизика Бориса Кравцова, который сыграл огромную роль в работе, приведшей к открытию месторождения.

Нефть янтарного края_1

В начале 1990-х годов были начаты работы по установке там морской буровой установки, но распад Советского Союза вызвал кризис промышленности страны, поэтому строительство морской буровой платформы было отложено. Проект был возрожден в 1995 году, когда была создана компания «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». По мере накопления данных о месторождениях один из научно-исследовательских и проектных институтов ЛУКОЙЛа — «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть» — актуализировал план разработки Кравцовского месторождения и провел его технико-экономическое обоснование, в результате чего калининградская нефтяная компания получила эффективную концепцию обустройства месторождения.

Добыча нефти началась в июне 2004 года. В ходе операции использовалась стационарная ледостойкая платформа (Д-6) — первая нефтедобывающая платформа российского производства, спроектированная и построенная в России, работающая на российском морском нефтяном месторождении. Ожидаемый полный срок эксплуатации месторождения составляет 30-35 лет. По состоянию на июнь 2012 года было добыто более 5,5 миллионов тонн сырой нефти. Глубина моря в районе расположения месторождения составляет 25-35 метров, глубина пласта в среднем 2 160 метров. Извлекаемая нефть оценивается в 9,1 млн тонн. Это морская операция с нулевым сбросом, что означает, что все промышленные и бытовые отходы вывозятся на берег для обработки и утилизации.

По подводному трубопроводу длиной 47,3 км пластовая жидкость (смесь сырой нефти, попутного газа и воды) поступает с платформы на береговой нефтесборный пункт в Романово, где она отделяется и очищается до товарных стандартов. Очищенная нефть перекачивается по заглубленному наземному трубопроводу на нефтяной терминал в Ижевске, а затем отправляется танкерами на рынок.

Движущая сила роста и диверсификации

На протяжении 40 лет своей истории добыча нефти была ключевым направлением деятельности Калининградской нефтяной компании, но не единственным. Ее особое географическое положение привело к диверсификации деятельности в 1990-х годах. В этот период компания создала сервисные, маркетинговые и транспортные подразделения и объекты, включая интегрированный нефтяной терминал, газобаллонный завод, сеть АЗС, завод металлоконструкций и др. Завод металлоконструкций изготовил первую в России стационарную ледостойкую нефтедобывающую платформу — для месторождения Д-6. Позже на заводе изготовили морскую нефтеналивную установку для терминала ЛУКОЙЛа в Варандее на берегу Баренцева моря и добывающую платформу для месторождения имени Корчагина на Каспии.

В дальнейшем некоторые из этих объектов были реорганизованы в дочерние общества ЛУКОЙЛа со статусом юридического лица. Например, сеть АЗС вошла в состав дочернего общества «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», занимающегося розничной продажей продукции, а нефтяной терминал стал частью дочернего общества «ЛУКОЙЛ-Транс», осуществляющего перевалку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на территории России. Такая структурная оптимизация позволила «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти» сосредоточиться на разведке и добыче нефти — своей основной миссии.

В 2011 году компания добыла более 1,1 млн тонн нефти: 503 163 тонны было добыто на суше и 615 165 тонн — на море.

Уровень истощения нефтяных месторождений в Калининградской области достигает 80% от начальных запасов. Степень зрелости разведки составляет в среднем 60% для углеводородных ресурсов на суше и 20% для ресурсов на шельфе.

Войдя в состав «ЛУКОЙЛа» в 1995 году, «Калининградморнефть» принесла с собой ценные знания и опыт разработки морских месторождений не только на Балтике: в 1980-х годах ее специалисты разрабатывали морские месторождения в Арктике и в тропических морях на юге Вьетнама. Строительство и установка платформы Д-6 и работа на шельфе Балтики позволили ЛУКОЙЛу получить бесценный опыт разработки морских месторождений в России. Работы на Балтике обеспечили «ЛУКОЙЛ» квалифицированными кадрами для будущих шельфовых проектов. Калининградские специалисты вносят большой вклад в строительство нефтедобывающих платформ для каспийских шельфовых проектов, реализуемых лидером российской нефтяной отрасли; опыт Балтики в области охраны окружающей среды и экологического мониторинга успешно применяется в каспийской деятельности «ЛУКОЙЛа».

Нефть янтарного края
История нефти

Работа и карьера