Если вы чувствуете, что находитесь на грани выгорания, надо набраться смелости и поговорить об этом с руководителем. Наши советы помогут сделать это тактично, но настойчиво.
Последние несколько лет наша жизнь течет бурной рекой: пандемия, работа во время блэкаутов, длинные вахты, экономическая неопределенность, личные неурядицы в семейной жизни. Из-за хронического стресса мы безумно устаем, что негативно сказывается на работе и качестве жизни.
Как показал опрос 25% работников никогда не сталкивались с выгоранием, 26% не смогли определиться с ответом, тогда как 49% респондентов страдали или страдают от этого явления. Интересно и то, что 90% участников опроса никогда не обращались за помощью к руководителю или HR-специалисту, если чувствовали выгорание. А зря.
Как понять, что вы на грани выгорания
Выгорание — длительный процесс. Оно не возникает внезапно, а имеет способность накапливаться и усиливаться. Симптомы проявляются на нескольких уровнях. Вот некоторые из них:
Физические: усталость, даже после хорошо проведенного отдыха, проблемы со сном, мигрени, головные или другие боли в теле, изменения пищевых привычек, частые болезни.
Эмоциональные: раздражительность, нервозность, враждебность, беспомощность, вина, недовольство собой, гнев.
Психологические: потеря мотивации и энтузиазма, снижение концентрации и внимания, трудность принятия решений, ощущение истощенности и потери энергии.
Социальные: уменьшение интереса к общению и взаимодействию с другими, негативное влияние на отношения с близкими людьми.
Профессиональные: потеря креативности, интереса и удовольствия от работы, снижение производительности и качества, заниженная самооценка, задержка дедлайнов и т.д.
Прислушайтесь к себе. Если вы замечаете, что некоторые из этих симптомов отражают вашу текущую ситуацию, делайте что-то. Но не спешите писать заявление на увольнение. В большинстве случаев с выгоранием можно разобраться, если обратиться за помощью.
Но тут возникают вопросы: «Куда и к кому идти?«, „Не покажусь ли я некомпетентным?“, „Действительно ли моя проблема так важна, не “отфутболят» ли меня с ней?». Вы никогда не узнаете об этом, если не спросите.
Кому и как рассказать, что вы на грани выгорания
Ждать, что кто-то из коллег, HR или руководитель заметит ваше состояние, настроение и изменения в поведении — ошибочная стратегия. Поэтому действуйте. Советы ниже помогут как можно мягче пожаловаться на переутомление.
1. Для начала решите, к кому обратиться за помощью. Это может быть HR-специалист компании или же ваш непосредственный руководитель. Коллеги? Возможно, но они, вероятно, посочувствуют, но не помогут проблеме.
2. Подготовьтесь к этому. Проанализируйте, что именно стало причиной выгорания, можете даже составить список от самых весомых до менее важных триггеров.
Например: ненормированный график работы, постоянные переработки, большое количество задач и жесткие дедлайны, отсутствие карьерного или финансового роста, эмоциональное давление со стороны руководства, моббинг, токсичный коллектив и т.д.
3. Договоритесь о встрече. Заранее предупредите человека о том, что у вас важный разговор, и предложите время и место встречи, или спросите, как будет удобнее для него. Вести переговоры на деликатные темы на рабочем месте или в коридоре не стоит, лучше встретиться в переговорной комнате, кабинете руководителя или на нейтральной территории, например, в кафе. Также для решения такого дела не подойдет переписка.
4. Будьте прямолинейными, но вежливыми. Не пытайтесь приукрашивать ситуацию или скрывать свои истинные чувства по поводу переутомления, говорите, как есть. Однако не разражайтесь праведным гневом. Вместо «Меня все достало», деликатно отметьте, что в последнее время вы чувствуете усталость и сталкиваетесь со снижением эффективности — объективно, без обвинений.
Для большей конкретики расскажите о ситуациях или задачах, когда вы почувствовали усталость. Объясните, что вам важно сохранять высокий уровень продуктивности и качество работы, и что потеря энергии может повлиять на это. Так вы поможете руководителю понять вашу точку зрения.
5. Избегайте собственных переживаний. На самом деле причиной переутомления на рабочем месте могут быть и личные проблемы, например, проблемы в отношениях с партнером или со здоровьем. Ведь продуктивность и рвение к работе в определенной степени зависит от того, как мы себя чувствуем и что нас волнует в жизни. Однако в разговоре акцентируйте не на них, а на рабочих причинах. Руководитель вряд ли поможет вам развязать клубок личных перипетий — это вне его компетенции.
6. Предлагайте решения. Запаситесь несколькими вариантами, как исправить текущую ситуацию, чтобы вы окончательно не выгорели, потому что вопрос «Что вы предлагаете?» прозвучит. Вы можете:
Попросить делегировать часть задач другим сотрудникам или пересмотреть функциональные обязанности.
Определиться с приоритетностью проектов или разделить их по тематике и работать только над частью из них, а не распыляться на разные направления. Также можно перейти на другой проект или отдел и др.
Автоматизировать процессы: применять возможности искусственного интеллекта, программное обеспечение, софт, который будет полезен в вашей работе и тому подобное. Например, вы работаете рекрутером, имеете большое количество незакрытых вакансий, до сих пор ведете базу данных кандидатов в Excel и чувствуете, что тратите кучу времени на лишние действия, которые вас истощают.
Установить адекватный график. Если ваш враг — переработки и ненормированный рабочий день, апеллируйте к распорядку по всей компании. Или же попросите доплату за сверхурочную работу.
Взять отпуск или несколько дней на отдых и перезагрузку.
7. Сохраняйте позитив. Вы пришли на разговор не для того, чтобы шантажировать или выказать какое-то пренебрежительное отношение к руководству. Будьте честными относительно своих потребностей, но демонстрируйте готовность к решению проблемы, с пометкой, что вам нужно немного помочь.
Заботьтесь о себе, не игнорируйте переутомление и не стесняйтесь просить поддержки. Да, может быть сложно и неприятно устранять причины выгорания. Но гораздо неприятнее жить с вечным чувством неудовлетворенности и раздражения, которые со временем могут только усилиться и негативно сказаться и на жизни, и на работе.