Крупнейшая за всю историю США экологическая катастрофа произошла из-за аварии и пожара на буровой установке Deepwater Horizon, принадлежавшей компании Transocean и арендованной ВР. По данным страховщиков, ликвидация последствий аварии обойдется не менее чем в 12 млрд долларов.
Огромные убытки несет и BP, уже заплатившая по претензиям рыбаков и экологов несколько миллионов долларов и затратившая на ликвидацию последствий аварии 450 млн долларов. Это пока только «цветочки», а «ягодки» миллиардных затрат и компенсаций еще впереди. Одновременно с этим падает курс акций нефтяной компании — они уже подешевели на 20%, а в целом капитализация BP сократилась почти на 40 млрд долларов.
Как произошел инцидент
В момент катастрофы 20 апреля платформа Deepwater Horizon занималась бурением нефтяных скважин на месторождении Макондо на расстоянии 55 км от берега. По непонятной пока причине не сработала многоступенчатая система безопасности, и вспыхнул мощный пожар. По свидетельству очевидцев, пламя взметнулось на 200 м, его было видно с берега. В огне погибли 11 нефтяников. За жизнь самой платформы, стоимость которой 350 млн долларов, спасательные службы боролись 36 часов, однако все усилия оказались тщетными: 22 апреля Deepwater Horizon затонула на глубине 1,5 км. После этого из трех отверстий поврежденного ствола пробуренной скважины с потенциалом в несколько десятков миллионов баррелей начался неконтролируемый выброс нефти в океан. Береговая охрана и Служба управления минеральными ресурсами США приступили к расследованию причин катастрофы.
Злополучная платформа была пост роена в США в 2001 году и сдана в аренду до 2013 года по цене 500 тыс. долларов в сутки. При этом операционные расходы на работу объекта в целом с катерами, вертолетами и батискафами в придачу превышали 1 млн долларов в день.
В спасательных работах участвовало 270 судов и 85 тыс. человек. На борьбу с утечкой нефти были мобилизованы силы Национальной гвардии США.
Локализация аварии
Специально оборудованные суда пытаются локализовать разрастающееся нефтяное пятно: его делят на части и обносят боновыми заграждениями, которые не дают нефтяной пленке распространяться. Затем пятно уничтожают — поджигая или обрабатывая диспергаторами — химикатами, разрушающими структуру нефтепродуктов. Одновременно предпринимаются попытки остановить или уменьшить поток нефти. Одну из трех нефтяных утечек удалось перекрыть клапаном, но к оставшимся двум утечкам применить подобный метод оказалось невозможным из-за их больших размеров. 98-тонный железобетонный колокол, которым планировалось накрыть загрязняющую скважину, был установлен, но потом на нем появились кристаллы гидратов и газа, придающие огромной конструкции неустойчивость и взрывоопасность. Тогда колокол пришлось снять со скважины и положить набок рядом с ней. Началось бурение еще одной скважины, которая поможет снизить давление в аварийной, а впоследствии и вовсе прекратить утечку нефти. Но такая работа требует, как минимум нескольких недель.
Сильное волнение в зоне катастрофы не дает возможности эффективно установить боновые заграждения и бороться с разрастанием пятна. В результате ветер и течения пригнали нефтяное пятно к берегам штатов Луизиана, Миссисипи и Алабама. В этих трех штатах и соседней Флориде введено чрезвычайное положение. Президент США Барак Обама совершил экстренную поездку в Луизиану, где заверил, что администрация сделает все возможное для того, чтобы свести к минимуму ущерб от аварии для экономики и экологии США.
Одновременно Обама наложил запрет на разработку новых месторождений на американском шельфе. Бурение новых скважин будет запрещено до тех пор, пока не будут установлены точные причины аварии на платформе Deepwater Horizon. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США запретило на рыбную ловлю в американских прибрежных водах. Самая новая инициатива администрации президента США — увеличить налог на добычу нефти на 1 цент с барреля в целях финансирования мероприятий по устранению последствий аварийных разливов нефти. Кроме того, администрация предложила существенно повысить размер предельной компенсационной выплаты за загрязнение моря, которая сейчас составляет всего 75 млн долларов, и увеличить фонд ответственности за аварийные разливы нефти (Oil Spill Liability Fund) с 1 до 1,5 млрд долларов. В настоящее время этот фонд активно используется для финансирования очистки Мексиканского залива.
Вслед за исполнительной властью США на катастрофу обратила пристальное внимание власть представительная — сенат США начал слушания по этому делу. Свои показания дали представители BP, Transocean и Halliburton, основного подрядчика. Президент BP America Ламар Маккей заявил, что компании пока не удалось установить причину аварии, но предположил, что причиной могла быть неисправность предохранительного устройства, а значит, ответственность лежит на Transocean. Генеральный директор Transocean Стивен Ньюмэн, напротив, утверждал, что единственным виновником аварии является BP.
Ущерб от аварии
На данный момент в воды Мексиканского залива вылилось около 20 млн баррелей нефти. Ущерб, который выброс нефти наносит местной экологии и экономике, трудно подсчитать. Уничтожение грозит прибрежной морской фауне и мангровым лесам, где обитают сотни видов редких птиц и животных. Гибнут устрицы и креветки, которых выращивают на специальных фермах у побережья. В результате страдает не только рыболовная отрасль, но и ресторанный бизнес, который в здешних местах держится на морепродуктах, а также гостиничный и туристический бизнес. Ожидается, что авария только в Луизиане оставит без работы порядка 150 тыс. человек. Некоторые эксперты рисуют и вовсе катастрофичные картины. Настоящим кошмаром станет сценарий, по которому разлившаяся нефть будет подхвачена Гольфстримом и, обогнув Флориду, окажется у восточного побережья США, а затем и у западного побережья Европы.