Освоение месторождений углеводородов в Арктике призвано сыграть важную роль в развитии российской экономики в XXI веке. Россия обладает самым обширным континентальным шельфом, причем на долю Арктики приходится 85% от его общей площади. Поэтому развитие инфраструктуры морских месторождений является приоритетным для страны. Согласно Программе освоения углеводородов шельфа Российской Федерации, к 2030 году добыча газа на шельфе должна составить 170 млрд. м3 , а нефти и газового конденсата — более 10 млн. тонн в год. Ключевыми районами добычи газа в программе названы Баренцево море, Обская губа и Тазовская губа. Особое внимание уделяется Штокмановскому месторождению, запасы которого оцениваются в 3,7 трлн. м3 газа и 31 млн. т конденсата.
Арктические запасы
В последние несколько лет мировое общественное мнение приковано к новой глобальной проблеме, связанной с освоением Арктики, занимающей одну шестую часть земной поверхности, включая две трети Северного Ледовитого океана. Сегодня на долю Арктики претендуют восемь (а не семь, как раньше) государств, включая Исландию.
Значение вопроса об участии в будущем переделе океана действительно велико. По новым данным Геологической службы США, на этот регион приходится 30% мировых неразведанных запасов природного газа (46,7 трлн. м3) и 13% неразведанных запасов нефти (более 12 млрд. т нефти и 6 млрд. т конденсата). Чистая расчетная себестоимость добычи нефти в наиболее легко осваиваемых и доступных районах составит 35-40 долл. за баррель, а по всему региону — от 40 до 100 долл. за баррель. Недра Заполярья содержат и другие ценные ресурсы, в частности, золото, платину, олово, никель и т.д. Конечно, не все перечисленные запасы сосредоточены в неразделенной части Арктики, поскольку к ним относятся также запасы в экономических зонах арктических государств и их материковых прибрежных районах к северу от Полярного круга. Тем не менее, если говорить об оставшихся запасах, то в сегодняшней ситуации, когда цена на нефть в середине 2008 года достигла 150 долл. за баррель, а на каждый процент роста ВВП миру требуется почти 0,7% увеличения энергопотребления, игра в Арктике стоит свеч.
Продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, как правило, снижает спрос на энергоносители, но следует помнить, что кризисы приходят и уходят, а как только они проходят, начинается экономический подъем, при котором потребление энергии значительно возрастает.
Арктический регион имеет еще одну привлекательную особенность: трансконтинентальные системы, которые находятся в стадии разработки, — Северный морской путь и Северо-Западный проход из Канады в Гренландию. Эти морские пути могут связать европейские и тихоокеанские морские маршруты и, благодаря снижению транспортных расходов, стимулировать деловые связи между зарубежными партнерами, в первую очередь Россией.
Основы международного права
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, подписанная 140 государствами, является ключевым международным документом, предоставляющим странам, имеющим выход к морю, право контроля над шельфовой зоной, морским дном и недрами.
Конвенция устанавливает суверенные права прибрежных государств на территориальное море в пределах 12 морских миль и на исключительные экономические зоны, простирающиеся на 200 морских миль от береговой линии. Конвенция также устанавливает право прибрежных государств на контроль над континентальным шельфом, рассматриваемым как естественное продолжение сухопутной территории прибрежного государства на расстояние 200 морских миль.
В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе прибрежное государство — участник Конвенции имеет исключительное право на использование морских ресурсов, например, на рыболовство, эксплуатацию морского дна, в частности, на организацию добычи полезных ископаемых.
Для стран, желающих распространить свое исключительное право на шельф за пределы 200 морских миль, Конвенция устанавливает специальную процедуру, предусматривающую подготовку соответствующей обязательной заявки и ее представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа для принятия решения. В случае положительного решения данное государство получает право на расширение шельфа за пределы 200-мильной зоны и контроль над разведкой и добычей полезных ископаемых на нем. Однако государство не имеет права ограничивать промысел третьих стран в расширенной зоне.
Основным критерием правомерности желания страны расширить шельф являются данные о подводном рельефе в заявленных районах, снабженные соответствующими показателями глубин и информацией о подводном геологическом строении, мощности осадочных пород и геолого-геофизических особенностях, свидетельствующих о том, что заявленный район является продолжением 200-мильной зоны континентального шельфа.
Важно отметить, что только четыре прибрежных государства имеют право на расширение шельфа за пределы 200-мильной зоны, так как они имеют соответствующий континентальный шельф, простирающийся от их побережья. К ним относятся: Россия с ее сибирским континентальным шельфом; США с континентальным шельфом на Аляске; Гренландия, являющаяся автономией в составе Дании; и Канада с ее континентальным шельфом.
Суть арктической проблемы
Для России, с учетом ее географического положения, истории и экономики, Арктика является важнейшим стратегическим регионом. Выступая на заседании Совета Безопасности 17 сентября 2008 г., Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что в Арктике производится до 20% ВВП и 22% всего российского экспорта. «По экспертным оценкам, — сказал он, — арктический континентальный шельф может содержать почти четверть мировых запасов углеводородов, и освоение этих ресурсов стало бы гарантией энергетической безопасности России в целом».
«Одна из главных задач государства, — подчеркнул Президент РФ Дмитрий Медведев, — сделать Арктику ресурсной базой России в XXI веке». Для этого необходимо, прежде всего, обеспечить надежную защиту российских интересов в регионе, а также сформировать прочную правовую базу, регулирующую деятельность России в Арктике, в частности, добиться принятия федерального закона о южной границе Арктической зоны и закрепления в договоре внешней границы континентального шельфа.
Возвращаясь к вопросам международного морского права, следует отметить, что Россия подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года в 1997 году, отказавшись от претензий СССР на единоличное владение полярными районами, зафиксированных в постановлении правительства СССР от 1926 года. Согласно этому документу, владения СССР доходили до Северного полюса и шли по линии долготы до середины Берингова пролива на востоке и до сухопутной границы на западе.
После подписания Конвенции Россия начала проводить политику, направленную на расширение континентального шельфа за пределы 200-мильной зоны. В 2000 году было подготовлено соответствующее исследование, обосновывающее претензии России на установление внешней границы ее арктического континентального шельфа, включающей подводный хребет Ломоносова, возвышенность Менделеева и котловину Подводников. В целом российские претензии, по мнению Минприроды РФ, заключаются в установлении внешней границы своего континентального шельфа, что добавит к нему 1,5 млн. м2 шельфа с прогнозными ресурсами углеводородов в 4,9 млрд. тонн нефтяного эквивалента. К настоящему времени Министерство природных ресурсов и Министерство обороны РФ, курирующие вопросы арктического шельфа, завершили сбор и обработку доказательств, подтверждающих, по мнению российских экспертов, принадлежность хребта Ломоносова и возвышенности Менделеева к континентальному шельфу России.
Россия была первой страной, подготовившей и подавшей в соответствии с официальной процедурой заявку на установление границ своего шельфа. Это было сделано в 2001 году. Однако заявка была возвращена как требующая доработки в виде дополнительных данных, подтверждающих естественную протяженность шельфа как части континентальной платформы.
Следует отметить, что, несмотря на российскую заявку, Дания по-прежнему утверждает, что подводный хребет Ломоносова протяженностью 1600 км географически принадлежит Гренландии, и поэтому она вправе объявить Северный полюс сферой своих интересов. В то же время Канада утверждает, что у нее есть неоспоримые доказательства того, что хребет Ломоносова является продолжением Северо-Американского плоскогорья.
В арктической политике сложились два различных подхода к проблеме дна Северного Ледовитого океана, до сих пор не получившие должного признания. Один из них — так называемый секторальный подход, основанный на разделении по меридианам, пересекающимся на полюсе (Россия, до ратификации Конвенции, и Норвегия). Другой подход основан на разделении по срединной линии, причем граница проходит на равном расстоянии от береговой линии прибрежных государств. За этот принцип выступают Дания, Канада и эксперты ООН. Если будет выбран последний вариант, то Северный полюс достанется Дании, а если секторальный подход, то доступ к Северному полюсу получат все претенденты. Соединенные Штаты окажутся в сложной ситуации независимо от того, будет ли применен секторальный или срединный принцип.
Позиция России по этому сложному вопросу достаточно ясна. В ходе министерской конференции в мае 2008 года в Гренландии и двухдневной министерской конференции в России министр иностранных дел РФ Сергей Лавров разъяснил позицию России в связи с российским флагом, установленным на дне Северного Ледовитого океана в августе 2007 года. Он заявил, что Россия «никаких претензий на эту территорию не предъявляла, да и не может предъявлять. Есть Конвенция ООН по морскому праву, механизмы ее реализации, в том числе и в отношении континентального шельфа. Этот механизм чтится и уважается как Россией, так и другими странами».