История двусторонних отношений между Россией и Италией в энергетической сфере насчитывает более 130 лет. Италия являлась одним из ведущих торгово-экономических партнеров Российской Федерации. На долю природного газа и нефтепродуктов приходилось около 70% итальянского импорта из России. В перспективе стороны ставили перед собой задачу дальнейшего укрепления двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей, включая сотрудничество в энергетической сфере, где накоплен более чем вековой опыт двусторонних отношений.
Керосиновая игра России
Во второй половине XIX века российско-итальянские торгово-экономические отношения базировались на соглашении 1863 года, которое устанавливало режим наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами.
В конце XIX века российские компании «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество» предложили Италии новый вид экспортной продукции — высококачественный керосин. Но и в этом случае российским предпринимателям пришлось вести сложную конкурентную борьбу с американской Standard Oil Company за место под итальянским солнцем на рынке нефтепродуктов.
Так, в 1888 году США экспортировали в Италию 52 600 т керосина, в то время как соответствующий показатель российского экспорта составил всего 14 400 т. Подобное соотношение сохранялось в течение последующих пяти лет, и к 1893 году эти показатели составили 58,4 тыс. т и 14,5 тыс. т соответственно.
Только с начала нового, ХХ века поставки российского керосина в Италию стали неуклонно расти по годам: в 1901 году — 18 600 т, в 1903-м — 36 030 т, а в 1904-м — 45 900 т, т.е. всего за три года объем экспорта увеличился более чем в два раза и практически сравнялся с американским конкурентом. Однако трагические события августа 1905 года на Апшеронском полуострове, когда в результате кровавых беспорядков было разрушено более половины добывающих нефтяных скважин, также оказали существенное влияние на объем российской нефтедобычи и на состояние экспорта нефти.
Туринский триумф
В 1906 г. новым послом в Италии был назначен умный и энергичный дипломат граф Николай Николаевич Муравьев (1850-1908). С самого начала он взял на себя трудную задачу поднять российско-итальянские отношения на новый уровень. За два года пребывания в Риме ему удалось придать мощный позитивный импульс, в частности, оживить торговлю нефтью. В 1908 году Россия уже экспортировала в Италию 21 300 т керосина только через порт Батуми. Его преемник на посту российского посла князь Николай Долгоруков (1840-1913) продолжил политику дальнейшего развития российско-итальянских экономических отношений. Поставки российских нефтепродуктов теперь включали не только керосин, но и смазочные материалы, бензин.
В 1911 году Италия была удостоена права первой провести на своей территории Всемирную выставку в рамках масштабных торжеств по случаю 50-летия Итальянского королевства. Российская империя стала одной из первых стран, изъявивших желание участвовать в этом масштабном мероприятии.
Российские экспонаты завоевали большое количество выставочных наград, в том числе: 79 Гран-при, 27 Почетных дипломов, 62 золотые медали, 52 серебряные медали, 13 бронзовых медалей и 6 почетных наград.
Важным результатом участия российских компаний в выставке стало то, что уже к 1913 году они экспортировали в Италию более 42 тыс. тонн высококачественных российских нефтепродуктов. Открывались хорошие перспективы для дальнейшего увеличения экспорта нефти, но тут началась Первая мировая война. Экспортный путь российского керосина в Италию через черноморские проливы был надолго закрыт. Позднее, в конце 1917 года, Октябрьская революция в Петрограде, приведшая к власти большевистское правительство Ленина, разорвала двусторонние отношения между Россией и Италией.
Между Советским Союзом и Италией
Для восстановления нормальных отношений между Италией и Советским Союзом потребовалось около четырех лет. 26 декабря 1921 г. при активном участии полномочного представителя РСФСР в Италии Вацлава Воровского (1871-1923) был подписан первый торговый договор между РСФСР и Италией. В 1922 г. начались регулярные поставки нефтепродуктов из Советской России в Италию, которые в первый год составили всего 3 500 т, а на следующий год — уже 7 000 т. В 1924 году было экспортировано 49 200 т нефтепродуктов, что превысило рекордный уровень 1913 года.
7 февраля 1924 года было подписано широкое советско-итальянское соглашение о торговле и мореплавании. Первая статья этого соглашения включала формулу взаимного признания и установления дипломатических и консульских отношений. Большой вклад в его подписание и последующую реализацию внес советский посол в Италии Константин Юрьевич Юренев (Кротовский) (1888-1938). В последующие годы экономические отношения между двумя странами носили прагматичный и взаимовыгодный характер, что ярко проявилось в резком увеличении поставок нефтепродуктов из СССР в Италию: в 1925 году было поставлено 246 тыс. т, в 1927 году — 478 тыс. т, а в 1929 году — 519 тыс. т, значительную часть которых составлял мазут (судовое бункерное топливо).
6 мая 1933 г. между двумя странами была заключена новая таможенная конвенция, предусматривающая безусловный режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин и внутренних налогов на товары, что дало новый импульс росту экспорта советской нефти. В 1931 году доля потребления российских нефтепродуктов на итальянском рынке составляла 33,3%, а в 1932 году — 33,9%.
В 1937 году политические разногласия между странами значительно обострились из-за их разного отношения к гражданской войне в Испании, что сказалось и на состоянии торгово-экономических отношений. По указанию своего правительства итальянские фирмы приостановили платежи за полученные советские товары. В ответ на это 14 января 1938 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об особом порядке расчетов с итальянскими фирмами и учреждениями, причем причитающиеся им суммы подлежали зачислению на специальные счета в Госбанке СССР до особого распоряжения советского правительства. Это заставило итальянское правительство изменить свою позицию, и 7 февраля 1939 г. было подписано новое советско-итальянское соглашение о товарообороте и платежах. Казалось, что в скором времени между странами могут быть восстановлены нормальные торгово-экономические отношения.
[ads2]
Однако дальнейшее развитие советско-итальянских торгово-экономических отношений в этот период было прервано трагическим событием 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз и была развязана Великая Отечественная война.
Послевоенная реконфигурация
25 октября 1944 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Италией. Новое итальянское правительство во главе с социалистом Иваноэ Бономи (1873-1951 гг.) стремилось восстановить прерванные войной советско-итальянские отношения. Однако для возобновления энергетического диалога между двумя странами потребовалось еще 14 лет. В сложных послевоенных условиях «холодной войны» Советский Союз и Италия принадлежали к разным военно-политическим лагерям с различными идеологиями и военными доктринами.
В 1955 году состоялись первые контакты между российскими нефтяными компаниями и главой итальянской энергетической корпорации Ente Nazionale Idrocarburi (ENI) Энрико Маттеи (1906-1962), которые заложили основу для последующего плодотворного и долгосрочного делового сотрудничества. В 1958 году ENI заключила первый контракт на поставку значительного объема нефти из СССР. Соглашение предусматривало поставки советской нефти в Италию в объеме 80 тыс. т в обмен на 15 тыс. т синтетического каучука, необходимого советской промышленности в другом направлении.
Через два года, 12 октября 1960 г., в Москве был подписан контракт на поставку ENI 12 млн. т нефти в период с 1961 по 1965 гг. Это торговое соглашение стало крупнейшим в истории экономических отношений между двумя странами и, что особенно важно, начало подрывать стереотип «холодной войны» о растущей коммунистической угрозе со стороны СССР.
В ноябре 1963 года, задолго до истечения срока действия первого соглашения об импорте нефти из СССР, между ENI и советскими внешнеторговыми организациями было подписано новое соглашение, вновь ставшее крупнейшим в истории советско-итальянской торговли. По объему оно вдвое превышало свое предшественника и предусматривало поставку итальянской корпорации в 1964-1970 гг. более 25 млн. т нефти в обмен на итальянские машины, оборудование, нефтехимические и другие товары в Советский Союз.
В последующие годы за итальянской энергетической корпорацией ENI, сумевшей прорваться через «железный занавес» к российской нефти, последовали национальные компании Японии, ФРГ и ряда других стран. Теперь советская нефть импортировалась крупными зарубежными промышленными корпорациями на основе долгосрочных контрактов, оплата производилась либо в национальной валюте, либо промышленными товарами. Каждый новый контракт — это еще один шаг вперед в знакомстве и организации совместной работы, способствующей сближению и эффективному объединению усилий.
Проект газопровода
В 1965 году началось расширение двусторонних отношений между СССР и Италией, и сотрудничество ENI с советским нефтегазовым комплексом получило новый импульс. Особое внимание было приковано к огромным запасам природного газа в Советском Союзе. В те годы Италия испытывала острую потребность как в обеспечении безопасности поставок, так и в приобретении энергоресурсов по более приемлемым ценам, поэтому ей необходимо было диверсифицировать основные источники энергии. На правительственном уровне было принято решение о начале импорта газа из Советского Союза, несмотря на существующие технические и юридические сложности, связанные с пересечением территорий других стран. Однако поставки газа из Советского Союза в Италию требовали строительства газопровода, и обсуждение этого вопроса на различных правительственных и дипломатических уровнях продолжалось несколько лет.
Наконец, 10 декабря 1969 года заместитель министра внешней торговли СССР Николай Осипов и президент ENI Эудженио Чефис подписали в Риме соглашение, которое было с большим удовлетворением встречено всем газовым сообществом. Соглашение заключалось сроком на 20 лет и предусматривало поставку 6 млрд. м3 газа в год после начального периода, в течение которого поставки будут постепенно доводиться до этого уровня. Соглашение предусматривало, что СССР поставит в Италию в общей сложности более 100 млрд. м3 природного газа. Соглашение предусматривало доставку газа к чешско-австрийской границе, поэтому было создано совместное предприятие с ведущей австрийской газовой компанией OMV. Совместное предприятие должно было построить и управлять частью газопровода, проходящей по территории Австрии на протяжении около 380 км.
8 июня 1974 года в городке Сан-Донато Миланезе в присутствии председателя Совета министров Италии Мариано Руморы, министра газовой промышленности СССР Сабита Оруджева и заместителя министра внешней торговли СССР Николая Осипова состоялось торжественное открытие трансконтинентального газопровода.
На новом этапе развития
Газовый контракт 1969 года, как и долгосрочное торговое соглашение между СССР и Италией, подписанное 15 января 1970 года, стали не только краеугольным камнем энергетической политики Италии, но и частью европейской политической и экономической системы, которая на основе этого и других газопроводов, как уже построенных, так и планируемых к строительству, открывала совершенно новые перспективы по сравнению с существовавшими традициями в отношении источников энергии.
События, связанные с перестройкой и распадом СССР в 1991 году, предопределили коренные изменения в политической и экономической системе страны. Как и большинство государственных учреждений, Министерство газовой промышленности СССР было реструктурировано и преобразовано в новую компанию — «Газпром».
В 1996 году контракт между «Газпромом» и ENI был продлен в четвертый раз и предусматривал поставку в Италию дополнительных объемов газа в размере 8,8 млрд. м3 до 2008 года.
Ярким примером дальнейшего развития российско-итальянского сотрудничества в энергетической сфере стал запущенный в конце 2002 года газопровод «Голубой поток», предназначенный для транспортировки российского газа в Турцию по дну Черного моря. В последующие годы ENI внесла весомый вклад в строительство энергетической инфраструктуры в виде транспортных трубопроводов на Сахалине.
В 2000 году «Газпром» и ENI заключили новый контракт на поставку газа сроком на 25 лет. Последнее соглашение, заключенное в ноябре 2006 года, предусматривало продление контрактов на поставку газа между «Газпромом» и ENI до 2035 года. Таким образом, итальянская компания вновь стала крупнейшим клиентом «Газпрома». Поставляя более 28 млрд. м3 газа в год, Россия обеспечивала около трети всех потребностей Италии в газе.
В развитии российско-итальянского энергетического диалога появлялись и новые перспективы: проект «Южный поток», предусматривающий строительство газотранспортной системы из Российской Федерации в Южную Европу через Черное море, что во многом способствовал обеспечению энергетической безопасности европейского континента.
В начале второго десятилетия XXI века правительства двух стран считали необходимым продолжить активное взаимодействие и обеспечить энергетическому сотрудничеству России и Италии новый импульс для достижения стратегических целей: повышения эффективности конечного использования энергии, развития низкоэмиссионных энергетических технологий, модернизации и развития транспортных и распределительных сетей, как движущих сил энергетического сотрудничества России и Европейского Союза.