Казахстан достиг заметных успехов в деле привлечения иностранных инвестиций в разработку природных ресурсов, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Можно смело утверждать, что законодательство Республики Казахстан о недрах и недропользовании являлось до последнего времени одним из наиболее прогрессивных и привлекательных среди стран СНГ. Немаловажную роль здесь сыграло то, что в декабре 1993 года парламент Казахстана временно делегировал президенту республики Нурсултану Назарбаеву право принимать указы, имеющие силу закона, и осуществлять контроль за их исполнением.
По прошествии времени можно сказать, что такой шаг себя полностью оправдал. За короткий период были приняты указы президента, определившие основные черты сложившейся в настоящее время системы законодательства о недропользовании. К числу таких указов следует в первую очередь отнести указы «О нефти» и «О недрах и недропользовании», которым впоследствии был придан статус законов.
Исключительно важным этапом развития законодательства о недрах Казахстана является, начиная с 1999 года, полный отказ от системы лицензирования пользования недрами. Право недропользования предоставлялись не на основании лицензий, а в соответствии с контрактами, которые подписываются инвестором и Республикой Казахстан в лице ее компетентного органа, в роли которого выступает Министерство энергетики и минеральных ресурсов.
До 2005 года в Казахстане отсутствовал консолидированный законодательный акт, регулирующий порядок заключения и исполнения СРП. Тем не менее СРП в Казахстане заключались с середины 1990-х годов. Отсутствие единого закона компенсировалось тем, что отдельные условия и порядок заключения СРП были весьма подробно регламентированы в целом ряде отраслевых законодательных актов. Однако несмотря на то, что практика привлечения иностранных инвестиций в Казахстане показала себя с положительной стороны, начиная с 2002 года в республике стала проявляться тенденция к ужесточению режима СРП. В частности, в Налоговый кодекс РК была добавлена глава 49, жестко ограничивающая доходность инвесторов.
Закон писан всем
В июле 2005 года был принят закон «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» (далее — Закон об СРП). Принятие указанного закона, а также тенденция развития законодательства Казахстана в начале 2000-х годов знаменуют, на наш взгляд, линию на планомерное ужесточение правил, касающихся режима недропользования на условиях СРП.
Анализ нового Закона об СРП показывает, что отдельные его положения по своему консерватизму очень напоминают российский аналог в последней его редакции. Во-первых, Национальная нефтяная компания «КазМунайГаз» имеет право на обязательную долю не менее 50% в каждом СРП. Во-вторых, жесткий налоговый режим СРП, предусмотренный в главе 49 Налогового кодекса РК, не изменился. В-третьих, процедура подготовки и заключения СРП еще более усложнилась и бюрократизировалась. В частности, закон предусматривает, что участки недр могут предоставляться инвестору на условиях СРП только при признании несостоявшимися ранее проведенных конкурсов на иных условиях.
После всех названных нововведений сложилась на первый взгляд весьма парадоксальная ситуация: Казахстан, достигший серьезных успехов в деле привлечения иностранных инвестиций на условиях СРП, придал СРП характер исключительной меры, используемой в крайне редких случаях. Достаточно сказать, что начиная с 2004 года ни одного нового СРП в Казахстане подписано не было.
Данная линия является совершенно логичной и закономерной для текущего этапа развития страны. Существует обоснованное мнение, что наличие в правовой системе страны института СРП свидетельствует в первую очередь о том, что такая страна относится к числу развивающихся государств с неустойчивой законодательной и политической системой и остро нуждается в привлечении иностранных инвестиций. Но Казахстан уже давно не желает позиционировать себя в мировом сообществе таким образом. Напротив, последние годы развития страны показывают, что и с политической, и с экономической точки зрения Казахстан становится довольно стабильным государством. Республика выступает одним из крупных мировых экспортеров нефти. Темпы экономического роста Казахстана считаются одними из самых высоких среди стран СНГ.
Очевидно, что для нынешнего этапа развития Казахстана задача привлечения иностранных инвестиций уже не является столь острой, какой она была 10–15 лет назад. Данный вывод подтверждается также принятым в январе 2003 года законом «Об инвестициях», основной новацией которого выступило устранение каких бы то ни было различий между статусом иностранных и национальных инвесторов. Иными словами, были отменены все ранее установленные льготы для иностранных инвесторов.
Инструмент влияния
Последние события также свидетельствуют о том, что Казахстан продолжает твердо придерживаться своей стратегии в данной области. Назначенный в январе 2007 года на должность премьер-министра республики Карим Масимов в первые же дни своей работы дал понять, что считает завышенной цену за политические риски, которую страна платит крупным нефтяным инвесторам, пришедшим в Казахстан в начале 1990-х годов. Тогда, как известно, ряду ведущих международных нефтяных компаний были предоставлены льготные налоговые условия и гарантирована неизменность условий контрактов.
С тех пор ситуация кардинально изменилась, в частности в несколько раз подорожала нефть. Поэтому теперь, как полагает премьер-министр, Казахстан полностью расплатился с такими компаниями за их смелость и готовность к риску и сейчас они должны платить в бюджет исходя из современных реалий. В связи с этим руководство Казахстана предполагает существенно усилить контроль за деятельностью крупнейших недропользователей страны.
Сегодня Казахстан продолжает отстаивать свои позиции по СРП и оставляет неизменным видение данной ситуации. Конечно, это затрудняет привлекать новых инвесторов в нефтегазовую отрасль страны.