Облигации обеспеченные активами, помогают сланцевому сектору избежать банковских кредитов

Энергетика является ключевой отраслью для многих стран в экономическом, социальном и политическом плане. По мере роста мировой экономики увеличивается спрос на энергоносители. Создание устойчивого энергетического будущего — задача, стоящая перед миром в наши дни.

Основные проблемы мировой энергетической отрасли

Основная задача энергетической отрасли тесно связана с той, которая стоит перед Группой Всемирного банка, да и перед всеми участниками энергетического сектора. Она заключается в устойчивом удовлетворении растущего спроса на электроэнергию и топливо, которые необходимы для экономического роста и сокращения бедности. Ожидается, что в период до 2030 года численность населения, технологический и экономический рост приведут к увеличению общего спроса на энергию на треть, причем 90% нового спроса придется на развивающиеся страны и страны со средним уровнем дохода. Это оказывает давление на все отрасли энергетики, включая нефтегазовую, добывающую и перерабатывающую, электроэнергетику, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность. Глобальная задача, которую разделяет вся энергетическая отрасль, — заключается в том, чтобы построить устойчивое энергетическое будущее, действуя в трех направлениях.

  • Во-первых, расширение доступа к энергии, доступной для потребителей с низкими доходами.
  • Во-вторых, содействовать повышению энергоэффективности для регулирования структуры потребления в странах с энергоемкой экономикой.
  • В-третьих, способствовать переходу на более чистые источники энергии там, где это возможно.

Кредитование нефтегазового сектора

Объем кредитования в нефтегазовом секторе гораздо меньше, чем во многих других отраслях. В условиях изобилия частных капиталовложений, доступных для большинства нефтегазовых проектов, финансирование со стороны многосторонних банков развития не востребовано в той степени, как это имеет место в других секторах.

 

Тем не менее, Группа Всемирного банка оказывает техническую помощь странам в развитии нефтегазовой отрасли. Также управляет Глобальным партнерством по сокращению сжигания газа, членами которого являются 32 правительства и нефтяные компании, а также Многосторонним донорским трастовым фондом для добывающих отраслей, который способствует повышению прозрачности и улучшению управления в нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности. Что касается финансирования, то инвестиции Группы Всемирного банка в нефтегазовую отрасль, включая страхование рисков, составляют около 250 млн. долл. в год, или три процента от ежегодных обязательств в области энергетики, составляющих примерно 8 млрд. долл. в год.

Реализация проекта Всемирным банком по сокращению факельного сжигания газа (GGFR), текущая ситуация с факельным сжиганием и сбросом газа

Факельные установки в нефтегазе

Благодаря партнерам по Глобальному сокращению факельного сжигания газа выбросы CO2 сократились примерно на 85 млн. тонн, т.е. на 20%. Это впечатляющее достижение. Отчасти это связано с установлением глобального стандарта по сокращению факельного сжигания газа. Кроме того, многие партнеры GGFR инвестировали в проекты по утилизации попутного нефтяного газа и взяли на себя обязательство не сжигать попутный газ в факелах при реализации новых проектов. Тем не менее, в мире ежегодно сжигается на факелах и выбрасывается в атмосферу около 140 млрд. м3 природного газа.

В России работа государственных органов дала свои результаты. Объемы сжигания попутного газа в России снизились с 54,4 млрд. м3 до 37,4 млрд. м3 и продолжает снижаться. В качестве примера можно привести Ханты-Мансийск, где Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) присоединился к ГГФР еще  2005 году. С тех пор работа ХМАО и нефтяных компаний в этом регионе привела к сокращению факельного сжигания почти на 60%. Государственно-частное партнерство местных органов власти, частного бизнеса и нефтяных компаний в ХМАО позволило утилизировать сжигаемый газ на Салымском, Шапшинском и Приразломном месторождениях. Эта модель может быть распространена как на другие регионы России, так и на другие страны.

От участия в партнерстве GGFR выиграют российские нефтяные компании. В перспективе требуется расширить масштабы утилизации попутного нефтяного газа, чтобы высвободить ценность ныне неиспользуемого природного газа для повышения энергоэффективности, расширения доступа к электроэнергии и более чистым видам топлива для приготовления пищи, а также для смягчения последствий изменения климата.

Какую роль, играет природный и сжиженный газ в расширении доступа к электроэнергии и экологически чистым видам бытового топлива в развивающихся странах

Природный газ играет важнейшую роль в расширении доступа к электроэнергии, а также к экологически чистым видам бытового и отопительного топлива. Использование природного газа вместо угля для производства электроэнергии сокращает выбросы CO2, а также вредных для здоровья человека загрязняющих веществ. Как источник энергии, который может быть использован по требованию, природный газ является важным дополнением к возобновляемой энергии, получаемой от таких непостоянных источников, как солнце и ветер.

Однако в большинстве сельских домохозяйств даже в развитых странах и во многих городских домохозяйствах в развивающихся странах использование природного газа нецелесообразно. В таких случаях сжиженный нефтяной газ (LPG) играет важную роль в приготовлении пищи и отоплении.

Всемирный банк планирует содействовать использованию природного газа и одновременному сокращению выбросов парниковых газов, стремясь к расширению масштабов партнерства GGFR. Наращивать усилия по сокращению факельного сжигания газа, а также сосредоточиться на развитии всей цепочки создания стоимости газа, как в сфере добычи, так и в сфере переработки и сбыта. Основная цель — дальнейшее увеличение объемов утилизации сжигаемого попутного газа за счет развития внутренних рынков природного газа, в частности, для расширения доступа к электроэнергии.

Расширение использования СУГ в домашних хозяйствах является одним из нескольких путей достижения всеобщего доступа к экологически чистым системам приготовления пищи и отопления к 2030 году. Недавнее исследование Всемирного банка «Роль сжиженного нефтяного газа в сокращении энергетической бедности» показало, что основной причиной отказа домохозяйств от перехода на сжиженный газ является его высокая стоимость. Снизить эти затраты можно путем снижения барьеров на пути выхода на рынок компаний, производящих сжиженный газ. Одним из таких способов является предоставление третьим сторонам доступа к импортным терминалам и резервуарам для хранения газа. Другим способом является совершенствование нормативно-правовой базы и стандартов управления СУГ. Исследование показало, что при одинаковом уровне доходов домохозяйства, более осведомленные о СУГ, чаще переходят на него. Таким образом, информирование населения о преимуществах сжиженного газа также имеет большое значение.

Стратегия в области энергоэффективности и развития «зеленой» энергетики

Энергоэффективность — это самый быстрый путь к существенному сокращению выбросов CO2 и стоимости энергии. По оценкам МЭА, в период до 2025 г. 72% сокращения выбросов CO2, необходимого для удержания глобального повышения температуры ниже 2 градусов Цельсия, может быть достигнуто за счет повышения энергоэффективности.

Достижение целей в области энергоэффективности зависит от решимости правительства на всех уровнях. Широкое внедрение мер по повышению энергоэффективности в зданиях, промышленности, на транспорте, в электроэнергетике и теплоснабжении может снизить энергопотребление до 45% — это огромная экономия, от которой выиграют все россияне.

Построение устойчивого энергетического будущего
Новости нефти

Работа и карьера