Елшанский-газ_1

10 октября 1941 года в 18 км от Саратова, в районе села Елшанка, геологоразведочная партия под руководством инженера Сатарова обнаружила крупные запасы природного газа: из разведочной скважины был получен газовый фонтан с дебитом почти 800 тыс. кубометров в сутки.

Этот день многие авторитетные историки и производственники считают датой рождения отечественной газовой отрасли.

Елшанский газ оказался очень востребованным. Шла Великая Отечественная война, ее самый трудный период, и поставки топлива осуществлялись с серьезными перебоями. В разгар Сталинградской битвы электростанции и заводы Саратова (где, кстати, находилось множество эвакуированных из Москвы, в том числе весьма статусных — например, сотрудники учреждений и институтов Академии наук СССР) оказались под угрозой остановки из-за отсутствия топлива. Единственным выходом из топливного кризиса могло стать строительство газопровода Елшанка – Саратовская ГРЭС. Героическими усилиями газопровод длиной 16 км был построен менее чем за два месяца, и в конце октября 1942 года природный газ поступил в топки ГРЭС, а затем на заводы и фабрики (в первую очередь, конечно, оборонные), а также на Саратовскую ТЭЦ.

В 1943 году в Саратовской области открыли еще два газовых месторождения — Тепловское и Курдюмовское, где были пробурены высокодебитные скважины с притоком до миллиона кубометров газа в сутки. Вскоре открытия месторождений пошли одно за другим — Хлебновское, Песчано-Уметское, Ириновское, Соколовогорское, Атамановское. Это позволило поднять вопрос о возможности подачи саратовского газа в Москву, газификация которой была крайне насущной, поскольку топливное обеспечение Белокаменной оставалось крайне архаичным. В топливном балансе столицы более 30% занимали дрова — это был печальный мировой рекорд, точнее антирекорд.

Елшанский-газ

В сентябре 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о строительстве первого в стране магистрального газопровода Саратов – Москва, которое началось весной следующего года, за месяц до победы. На трассе работало одновременно до 30 тыс. человек — вольнонаемные, зэки, пленные немцы, австрийцы и венгры, поволжские немцы-трудармейцы, а также местные жители, проживавшие в семикилометровой полосе по обе стороны от маршрута газопровода.

Протяженность магистрали

Общая протяженность магистрали составила 843 км, труба пересекала 80 рек и ручьев, 85 оврагов, 16 железных и 12 шоссейных дорог, 125 км лесных массивов и болот. На трассе было построено 6 газоперекачивающих станций, оснащенных американскими поршневыми агрегатами Cooper-Bessemer. Также в США были закуплены трубы диаметром 300 мм и сварочное оборудование. Обучение будущие эксплуатанты газопровода тоже проходили в США.

Строительство первой газовой магистрали в СССР стало своего рода опытным полигоном, на котором отрабатывались новые методы и технологии: поточно-скоростной метод ведения линейных работ, сварка встык тонкостенных труб высокого давления и т. п. В июле 1946 года первый газ самотеком дошел до Москвы, в ноябре были запущены компрессорные станции — и подача газа резко увеличилась, составив миллион кубометров в сутки.

Елшанский-газ3

Эксплуатация

В 1966 году, после четверти века интенсивной эксплуатации, Елшано-Курдюмовское месторождение истощилось, и на его базе было создано Елшанское подземное газохранилище, по тем временам самое большое в СССР. Газохранилище работает и сегодня, отбор и закачку газа осуществляют 150 скважин. Работает газопровод, правда до Москвы газ не подается и компрессорные станции не функционируют — труба используется для газоснабжения ряда районов Саратовской и соседних областей. Интересно, что в последние годы эксплуатации газопровода Саратов – Москва насыщенный гелием газ из Елшанки подавался на гелиевый завод в Подмосковье, работающий в интересах атомной промышленности.

И еще один очень важный аспект: за 65 лет эксплуатации газопровода на нем не было ни одной чрезвычайной ситуации. Так что «первый блин» отечественной газовой промышленности вышел отнюдь не комом.

Первая магистраль России
История нефти

Работа и карьера