Тюменская область добыла первую западносибирскую нефть 50 лет назад, в сентябре 1959 года. На окраине западносибирского города Урай есть место, имеющее огромное значение для всех нефтяников региона: мемориальный комплекс под открытым небом «Сухой бор». Красивые аллеи с портретами руководителей и выдающихся работников Урайнефтегаза, ведут к центральной стеле, символизирующей открытие первой тюменской нефти полвека назад.
Семь отважных мужчин
Вначале казалось, что открытие первой западносибирской нефти должно было произойти совсем в другом месте. Впервые геологи вышли на Среднее Приобье 13 сентября 1957 года. В тот же день Новогрязненская геологоразведочная партия в составе 270 человек, покинув поселок Колпашево, с баржей на борту приплыла в Сургут. Там их встретил горный инженер Фарман Салманов, отвечавший за геологоразведочные работы по всему фронту. Однако первая ключевая нефтяная скважина еще не была пробурена, и начался мучительный многомесячный период поиска новых мест для бурения.
В это же время, в соответствии с приказом начальника Главного геологического управления Тюменской области Юрия Эрвье, с 1 января 1958 года в составе управления была организована Ханты-Мансийская комплексная геологосъёмочная партия под руководством опытного геолога Жука.
Территория вокруг геологической структуры Мулымья в Кондинском районе была определена как перспективный район для проведения геологической съемки. Непосредственное руководство всеми геологоразведочными работами в этом районе было возложено на главного геолога Ханты-Мансийской экспедиции Марка Бинштока и главного инженера Валерия Соболевского.
Весной 1959 года небольшая группа под руководством бурового мастера Семена Урусова (1926-1991) приступила к бурению недалеко от поселка Шаим. Урусов был коренным сибиряком, родился в деревне Гилёвка Ялуторовского района Тюменской области Урала. Его юность совпала со Второй мировой войной, и он храбро служил в рядах Советской Армии, был награжден отличившимся орденом и несколькими медалями. После войны работал бурильщиком и буровым мастером в Заводоуковской, Покровской и Шаимской геологических экспедициях.
Команда Урусова состояла всего из семи человек, и они стали настоящими героями своего времени. Они делали то, что должны были делать, выполняли задание и верили, что успех не за горами. Спустя четыре десятилетия Иван Шестаков, один из членов команды Урусова, вспоминал:
«Мы выгрузили все с барж почти прямо на месте и сразу же приступили к бурению скважины. Транспортных средств не было. Все, что могли, мы донесли до места, поэтому и решили бурить прямо там. Мы установили буровую установку и приступили к бурению».
Первые обнадеживающие результаты разведочного бурения скважины № 2 появились в конце сентября. Именно в самых оптимистичных тонах было написано в номере «Тюменской правды» от 4 октября 1959 года:
«25 сентября в районе села Шаим на глубине 1 405 м в Мулымьинской геологической структуре обнаружен нефтеносный пласт. По предварительным данным, суточная производительность бассейна составляет до одной тонны легкой нефти….. Учитывая, что поселок Шаим находится в 280 км от поселка Малый Атлым, где также было обнаружено наличие нефти, можно быть уверенным в больших перспективах первого нефтеносного района в Сибири. Близость области к промышленным центрам Урала, к железным дорогам открывает возможность для быстрого промышленного освоения ее нефтяных и газовых запасов. Тюменская область в самом ближайшем будущем может стать новым советским Баку».
Триумфальная скважина № 6
Этот первый успех воодушевил руководителей местного главного геологического управления. В начале 1960 года при управлении была организована самостоятельная Шаимская нефтеразведочная экспедиция, возглавляемая Михаилом Шалавиным (1908-1970). В качестве основной базы экспедиции был выбран населенный пункт Чантыря, ближайший к железнодорожной станции Сосьва, через который в зимний период экспедиции оказывалась материально-техническая помощь.
Тем временем буровая бригада Семена Урусова удвоила свои усилия и продолжала работу. В конце апреля их ждало новое открытие, которое должно было подтвердить правильность курса геологической разведки. 25 апреля 1960 года из скважины № 7 было извлечено промышленное количество нефти. Суточный дебит достигал 12 тонн. Однако первый настоящий крупный успех был еще впереди.
Оставалось всего десять дней июня, когда третья пробуренная скважина, получившая теперь название скважина № 6, дала мощный фонтан нефти на глубине 1523 м. Радиограмма, отправленная 21 июня 1960 года руководителем экспедиции Михаилом Шалавиным начальнику местного геологического управления Юрию Эрвье, сообщала:
«Скважина Р-6 фонтанирует нефтью через 5-дюймовую обсадную колонну без заколонных эксплуатационных колонн, через 4-дюймовый отсечной клапан в земляной отстойник. Объем отстойника определен в 350-400 м3. После перфорации нижней части скважины и замены технической воды на нефть скважина будет периодически фонтанировать … с дебитом 350-500 тонн в сутки. Точный дебит определить невозможно, так как скважину дважды пришлось закрывать по техническим причинам. Сейчас отстойник почти полностью заполнен нефтью; давление … Я доложу позже. Шалавин».
Так в Кондинском районе Ханы-Мансийского округа, в месяце Мулымья, было открыто Шаимское (Трёхозёрное) нефтяное месторождение, первое в Западной Сибири.
Скважину № 6 на участке Мулымья принято считать предтечей большой тюменской нефти. Еще 23 июня 1960 года академик Андрей Трофимук (1911-1999), директор Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР, дал следующую оценку значению Шаимского нефтяного месторождения:
«Это первая большая нефть в Сибири, и она имеет большое промышленное значение». В интервью газете «Тюменская правда» он продолжил: «В течение ряда лет нашим геологам удавалось находить нефтяные месторождения в различных районах азиатской части СССР. Но только тюменские геологи и буровики добыли нефть, которая имеет неоспоримый промышленный потенциал. По тем данным, которые мы имеем сейчас, я могу сказать, что Кондинский район в ближайшем будущем станет крупным нефтедобывающим регионом».
Шаимский трамплин
Открытие Шаимской нефти позволило расширить геологоразведочные работы на нефть и газ в Западно-Сибирской низменности и по всей Сибири. Регион принял большую нефть. «Тогда на Шаиме было довольно жаркое время», — вспоминал позже Анатолий Сторожев (1933-2006), главный геолог Шаимской экспедиции, лауреат Ленинской премии. «Баржи постоянно прибывали с оборудованием, трубопроводами и прочим снаряжением, а разгружать их было негде — ни доков, ни причалов, ничего! Мы выбирали подходящее место для швартовки барж и привозили разгрузочное оборудование. Мы использовали бульдозер, чтобы сделать дорогу на месте, грязь складывали в кучу у борта баржи, привозили тракторы и краны и начинали разгружать все прямо на землю».
Бригада Семена Урусова продолжала бурить другие скважины в Шаимском районе, почти каждый год на протяжении 1960-х годов устанавливая рекорд СССР по скорости разведочного бурения. Они были признаны лучшей буровой бригадой Министерства геологии СССР, а буровой мастер Урусов в апреле 1963 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В своем роде пример Шаимского месторождения стал катализатором замечательных событий, последовавших в Западной Сибири. В 1961 году были открыты новые месторождения нефти в Усть-Балыке и Мегионе. Если Шаимский район находится недалеко от Урала, то Мегионское и Усть-Балыкское нефтяные месторождения расположены в самом сердце Западной Сибири. Запасы новых месторождений значительно превышали запасы Шаимского, и геологи стали уделять больше внимания Среднему Приобью как более перспективному региону.
Шаимское месторождение, однако, находилось на половине расстояния до Тюмени, крупной железнодорожной станции, что позволяло быстро вводить месторождения в эксплуатацию. Поэтому темп работ в первом нефтеносном районе Сибири не снижался. Шаимская экспедиция стала крупнейшей не только в Тюменской области, но и во всем Советском Союзе. В 1961 году ее база была перенесена в поселок Урай.
В декабре 1963 года первый в Сибири нефтедобывающий регион успешно вышел из апробации запасов, проведенной Государственным комитетом по минеральным ресурсам. Региональные власти предложили уже в 1964 году начать опытную эксплуатацию месторождений, используя нефтяные скважины, пробуренные геологами, а добытую нефть доставлять речными танкерами на Омский нефтеперерабатывающий завод.
Это заложило бы основу для принятия комплексного правительственного постановления о начале промышленной добычи нефти. 4 декабря 1963 года Совет Министров СССР принял постановление «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых месторождений нефти и газа и дальнейшему развитию геологоразведочных работ в Тюменской области».
Ответственность за руководство работами была возложена на созданное в декабре 1963 года объединение «Тюменьнефтегаз», которое возглавил Арон Слепян (1913-1986), до переезда в Тюмень работавший директором треста «Туймазабурнефть» в Башкирии. До приезда Слепяна в Тюмени практически не было нефтедобывающих предприятий. Об инфраструктуре объединения «Тюменьнефтегаз» весной 1964 года можно составить некоторое представление, если учесть, что в распоряжении рабочих были две буровые установки, два парохода, две баржи, один автомобиль, один бульдозер и один экскаватор.
Промышленная добыча нефти на Шаимском месторождении началась 23 мая 1964 года. Танкер № 652 был загружен нефтью в 12 часов дня и вскоре отправился в первую в истории Сибири речную доставку нефти. Несмотря на все препятствия и пессимистические прогнозы, добыча нефти на месторождениях Западной Сибири набирала темпы, превышая плановые показатели на 200-300%. В 1964 году вместо запланированных 100 000 тонн нефти в регионе было добыто 209 000 тонн.
Пятьдесят лет назад первая нефтяная скважина Шаима дала мощный толчок развитию нефтяной промышленности Западной Сибири, зажгла яркую и счастливую звезду над регионом.