Международные нефтяные компании готовы к партнерству с российскими компаниями в разработке новых месторождений на взаимовыгодных условиях. Формирование благоприятной среды для инвестиций в российский нефтегазовый сектор является критически важным для страны. Сегодня, в период экономического спада, нефтегазовые компании имеют ограниченные инвестиционные бюджеты. Поэтому они будут вкладывать средства только после предварительной оценки соотношения риска и доходности в мировом масштабе, и России придется конкурировать с другими направлениями инвестиций.
Новые реалии
Роль России в обеспечении мирового сообщества энергоносителями для поддержания экономического роста и развития останется значительной и существенной на многие годы вперед. Традиционные каналы поставок нефти и газа с востока на запад будут дополняться новыми (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона) по мере ввода в эксплуатацию трубопроводов и соответствующей эксплуатационной инфраструктуры. Речь идет, например, о транспортировке сжиженного природного газа проекта «Сахалин-2″ и вводе в эксплуатацию трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
В настоящее время на долю России приходится около 20% международной торгуемой нефти и 30% поставок природного газа. Тем не менее, роста добычи не наблюдается, что свидетельствует о слабости наиболее значимого сектора национальной экономики.
Российские месторождения нефти и газа быстро истощаются, и эксперты признают, что уже в ближайшем будущем будет трудно поддерживать даже существующие темпы добычи без ввода в эксплуатацию новых.
Основные ресурсы сосредоточены в труднодоступных районах Восточной Сибири и на арктическом шельфе, поэтому их освоение будет сопряжено с техническими, экологическими и финансовыми проблемами, по масштабам и сложности не встречавшимися ранее.
Так, руководители российских нефтяных компаний считают, что поддержание уровня добычи на уровне 8,5-9 млн. баррелей в сутки в течение ближайших 20 лет потребует около 1 трлн. долл. инвестиций в разработку новых месторождений. Объем инвестиций настолько велик, что возможностей одной нефтяной компании или нефтегазовой отрасли одной страны будет недостаточно.
Кроме того, согласно программе «Энергетическая стратегия России», к 2030 году около 20% российской нефти и газа будет поступать с шельфа. Это означает, что в ближайшее десятилетие России необходимо будет ввести в эксплуатацию столько же новых месторождений, сколько сейчас разрабатывается в Северном море. Между тем, чтобы освоить ресурсы Северного моря, потребовались технические знания и возможности всех крупнейших международных нефтегазовых компаний. Более того, путь от первого открытия нефтегазовых месторождений до пика добычи в 1999 году занял 40 лет.
Международные нефтяные компании, такие как Shell, готовы к партнерству с российскими компаниями в освоении новых месторождений. Мы накопили уникальный опыт инженерных работ в сложных условиях, обладаем наиболее полной технологической базой и способностью создавать добавленную стоимость за счет применения комплексного подхода на всех этапах жизненного цикла продукции. Но для обеспечения дальнейших инвестиций в нефтегазовую отрасль необходима внятная государственная политика и прозрачные правила игры для потенциальных инвесторов.
Распутывая лабиринт законодательства и налогов
Согласно Закону РФ «О недрах», в случае обнаружения в ходе геологоразведочных работ месторождения федерального значения государство может отказать недропользователю в предоставлении прав на такой участок недр, «если это создает угрозу обороне и безопасности страны». Очевиден риск того, что инвесторам может быть предложена неадекватная компенсация, что, в свою очередь, может серьезно подорвать их доверие к вложению средств в геологоразведочные и доразведочные работы. В связи с этим мы предполагаем, что идеальным решением будет сохранение права иностранного инвестора на пользование участком недр в случае обнаружения коммерческих ресурсов. Любые другие варианты являются чрезмерно сложными и не позволяют определить адекватный уровень компенсации за потерю прав инвестора, особенно в условиях текущей волатильности цен.
Формулировка «угроза национальной обороне и безопасности» также вызывает вопросы. В качестве одного из возможных решений, например, можно издать адресное постановление Правительства РФ (для конкурсов/аукционов или в случае предоставления лицензий на геологоразведку в обход конкурсной процедуры), подтверждающее, что государство не будет отзывать лицензии и обеспечит конкретные ограничения на иностранное участие.
Кроме того, налоговая система нуждается в приведении в соответствие с целями политики по увеличению добычи нефти и газа. При существующем налоговом режиме в отношении шельфа лишь немногие инвестиции, если таковые вообще имеются, способны нести налоговое бремя, обеспечивая при этом рентабельность. Например, налоговые каникулы начинаются с момента выдачи лицензии, а не с начала добычи на месторождении.
Кроме того, необходимо рассмотреть возможность включения в Налоговый кодекс РФ понятия «соглашение о разделе прибыли» (или Соглашения о покрытии расходов) и предусмотреть исключение налога на прибыль из налогооблагаемого дохода, относящегося к выплатам, осуществляемым сторонами таких соглашений. Такое понятие было введено странами ОЭСР и в настоящее время широко используется в торговых операциях между странами-участницами.
Сегодня нефтегазовые компании имеют ограниченные инвестиционные бюджеты и будут вкладывать средства только после предварительной оценки соотношения риска и доходности в глобальном масштабе. России придется конкурировать с другими направлениями инвестиций.
Инвестиции в нефтегазовую отрасль, особенно в освоение новых территорий, прежде всего в Арктике, значительно повышают риски для таких потенциальных инвесторов. Таким образом, создание благоприятных условий для инвестиций в российский нефтегазовый сектор является критически важным, и российское правительство должно проводить политику, учитывающую баланс между риском и прибылью.