Несмотря на то что начало XXI века было отмечено рядом техногенных катастроф, региональных войн и многочисленными террористическими актами, именно последние годы были более чем удачными для нефтяного рынка. Котировки цен на нефть достигли практически исторических максимумов, а пессимистические прогнозы многих экспертов о наступлении эры дешевой нефти не оправдались. Мировой спрос на углеводородное сырье достиг рекордных отметок, провоцируя дальнейший рост цен, сравнимых лишь с ценами 1970—80-х годов, сформировавшимися в результате исламской революции в Иране.
Текущий анализ конъюнктуры рынка нефти с точки зрения политико-экономической ситуации предполагает и дальнейшее повышение цен на нефть в связи с прогнозируемым ростом напряженности в нефтеносных районах. Министерство энергетики США также предсказывает последовательный рост цен на нефть вплоть до 2025 года. По оценке Министерства финансов США, подобное увеличение стоимости нефти вызвано ослаблением «покупательной способности барреля».
Но, помимо радостной эйфории добывающих стран от очевидных преимуществ данной ситуации, многие аналитики уже сейчас отмечают негативные тенденции, обусловленные высокими ценами на нефть. По мнению ряда экспертов, именно такая ценовая политика стимулирует быстрый переход к альтернативным видам транспортных систем, ориентированным на иные виды топлива.
С геополитической точки зрения высокие цены на нефть могут привести к снижению роли Ближнего Востока как важнейшего фактора международной политики. Концепция будущего энергетического миропорядка базируется на Киотском протоколе, на увеличении потребления природного газа, водородной энергетике и гибридных автомобилях. Кроме того, существует тенденция к снижению роли ОПЕК в мировой нефтедобыче и усилению консолидации стран, не являющихся членами ОПЕК.
Таким образом, грядущие изменения структуры нефтяного рынка, дальнейшее усиление неустойчивости ценообразования нефти — все это требует формирования новых стратегических направлений у основных игроков международного рынка энергоносителей.
С другой стороны, реальные действия, которые активно ведет администрация США по «переустройству» Ближнего Востока, полностью исходят из других концептуальных предпосылок. Так, президент самой богатой в мире компании ExxonMobil, заявил, что «США сделали долговременную ставку на традиционный и дешевый источник энергии — нефть». Тем не менее он не исключил возможные институциональные изменения структуры рынка нефти. В связи с этим многие мировые нефтяные компании заявили, что необходимость увеличения газовой составляющей в добыче углеводородного сырья и ужесточение экологического законодательства, приводящие к изменению структуры производства и потребления нефтепродуктов, требуют изменения долгосрочной стратегии.