Развитие нефтегазовой отрасли

После кризиса 2008-2009 годов, нашего вступления в ВТО зависимость России от мировой экономической, а сегодня уже и политической конъюнктуры, как бы мы не пытались делать хорошую мину на лице, еще больше возросла и будет расти. А это в решающей степени определяет и темпы роста экономики, состояние бюджета страны и, естественно, экономическую и производственную ситуацию в нефтегазовой отрасли, уровень запланированных мер по модернизации производственной базы компаний и предприятий, инновационных процессов.

Совсем недавно состоялось заседание Общественного совета при Минэнерго России. Все долго ожидали это событие, так как связывали с ним обсуждение управленческих ответов на актуальнейшие проблемы времени. Совет со специалистами здесь очень важен. Тем более, что не так давно министерство обратилось в Союз нефтегазопромышленников России с просьбой предоставить свои предложения и рекомендации по тому спектру, что мешает сегодня нефтегазовому комплексу развиваться в полной мере. Союз нефтегазопромышленников оперативно предоставили эту информацию.

В рамках Совета были рассмотрены проекты стратегических документов развития ТЭК. В качестве таковых был представлен проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года.

По мнению разработчиков, настоящая Энергетическая Стратегия во многом является преемственной по отношению к ЭС-2030, хотя и с отличиями. О сути центральной идеи новой Стратегии. Если в предыдущей Стратегии звучала мысль о том, что ТЭК должен стать «локомотивом развития экономики страны», в настоящей Стратегии центральной идеей является новая роль ТЭК в экономике страны — переход от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», обеспечивающей создание условий для развития российской экономики!

О текущем состоянии дел бренных в ТЭК— ни слова. Видимо наши отраслевые ведомства всё более и более становятся спецами по долгосрочным сценариям развития отрасли.

Союзу нефтегазопромышленников хотелось бы сегодня услышать ответы на вопросы: как жить дальше нефтегазовому комплексу, как эффективно реализовывать задачи новой инновационной стратегии, как отвечать на вставшие перед отраслью вызовы и угрозы в условиях ВТО. Ведь, по словам президента, наша страна должна сохранить лидирующие позиции в мировой энергетике. Кроме этого, он заявил, что нефтегазовая отрасль должна стать «крупным генератором инноваций и развиваться как наукоемкая».

Будущее нефтегазового комплекса

Будущее нефтегазового комплекса

От чего зависит будущее нефтегазового комплекса, а значит и всей экономики? Ответ для любого профессионального специалиста ясен:

  • какие новые технологии в добыче мы сможем применить;
  • какие прорывы сможем осуществить в переработке нефти и газа;
  • какие освоим новые регионы;
  • какие будем иметь запасы.

Применительно к стратегическим позициям долгосрочного характера, этот список следует перевернуть. И начать с запасов. Так ведь?

Чем можем похвастать? Прошедший более чем 20-летний период в целом характеризуется отрицательными цифрами и фактами в области развития ресурсной базы нефтегазового комплекса. И это на фоне положительных трендов в развитии минерально-сырьевой базы мира. И такая неумная политика уже привела к тому, что за последние 20 лет доля России в мировых запасах газа снизилась с 34 до 25 %, а доля в запасах нефти уменьшилась еще больше.

Специалисты отмечают, что компании не могут увеличить расходы на проведение геологоразведочных работ (ГРР) не только из-за экономического кризиса, но и неблагоприятной законодательной базы и чрезмерно усложненного государственного регулирования. Для простого воспроизводства ресурсов, например, нефти и газа, необходимо бурить в 2 – 2,5 раза больше. Однако стоимость бурения только одной скважины может составлять несколько миллионов долларов. Сегодня ведение ГРР требует значительных капиталовложений, а риски постоянно увеличиваются. И в этой связи есть целый комплекс вопросов к законодательной и исполнительной власти.

В генеральной схеме развития нефтяной промышленности на 10 лет предусматривается на проведение разведочных работ 240 млрд. руб. бюджетных средств и 710 млрд. руб. должны потратить нефтяные компании. Эти вложения не обеспечат необходимый прирост запасов. Даже при нынешних ценовых показателях за эти инвестиции можно пробурить около 1 млн. м разведочных скважин в год, что не обеспечит необходимый прирост. А если учесть, что придется идти с работами на шельф, где работы на порядок дороже, то становится очевидным, что принятая Стратегия развития отечественной геологии уже сейчас нуждается в пересмотре.

Можно ли сегодня еще спасти положение в геолого-разведочной отрасли? Преодолеть почти 20-летнее отставание? Можно! Если прислушаться к голосу специалистов, если использовать сохранившийся научно-методический и технико-технологический задел, включив механизм государственной поддержки.

Нефтяные налоги

Теперь о наших налогах, которые создают некий фундамент реализации тех планов и задач, о чем шла речь выше.

Сегодня увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, включающее повышение ставки на добычу полезных ископаемых, рост экспортных пошлин привели к тому, что вся налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний несправедливой. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.

Что получается? Доля изъятия из выручки нефтяных компаний 65-70%. Налоги к выручке по ведущим зарубежным нефтяным компаниям составляют от 20 до 32%. Естественно, такая налоговая политика впрямую влияет на объем инвестиций. При высоком инвестиционном потенциале нефтегазового комплекса явно сдерживаются внутренние инвестиции. Весьма невелик приток иностранных инвестиций. В ведущих компаниях мира, таких как Шелл, Эксон, ВР, Шеврон вложения в разведку и добычу углеводородов составляет ежегодно 21-28 млрд. долл. У нас все вложения в добычу нефти в РФ около 20 млрд. долл. В США только в 2010 г. инвестиции в разведку и добычу нефти и газа составили 196 млрд. долл.

Должны, наконец, быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций, налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться налоговые каникулы и налоговые кредиты. Отмена инвестиционной льготы, как и отмена налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, — серьёзные ошибки в проведении налоговой реформы. Подобные факты говорят об утрате перспективы, стратегического мышления. И сложность текущих, сегодняшних задач здесь вряд ли может служить оправданием.

Нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов. Необходимо стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, прекратить выборочную разработку месторождений, сократить фонд простаивающих из-за низких дебетов скважин, увеличить коэффициент нефтеотдачи. Объективности ради, следует сказать, что государство по просьбе нефтяных компаний проводило некоторые изменения и корректировки налогового законодательства. Они касались некоторых месторождений Восточной Сибири, Каспия, месторождений с высокой степенью выработанности. Однако такие точечные решения не могут заменить отсутствие четкой системы.

Восточная Сибирь

Восточная Сибирь

 

Впереди у нефтегазового комплекса России большие, можно сказать даже, — грандиозные задачи — освоения Восточной Сибири, шельфов. С освоением углеродных запасов Зауралья мы в целом опаздываем больше чем на 10 лет. Проложенный нефтепровод «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», вдоль которого создана государством довольно основательная инфраструктура, запасов нефти для заполнения трубы имеет в незначительном количестве.

Но Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют серьезную особенность. Да, там есть и газ, и газоконденсат (например, в Ковыкте), и нефть, и гелий, но добывать их нужно комплексно. А это уже совершенно другие затраты. Освоение Восточной Сибири требует новых комплексных управленческих решений, инновационных подходов, инженерных осмыслений и высоких технологических решений. Все это возможно, если основываться на накопленном опыте, традициях, исторической памяти.

Ключевая проблема успешного развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, на взгляд всех экспертов, состоит в коренном изменении сложившейся практики недропользования. Необходимо обеспечить расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее приросты запасов категории С1, превосходящие уровни добычи как минимум в полтора-два раза. Компании нефтегазового комплекса должны постоянно взаимодействовать с отечественной и зарубежной наукой, обеспечить широкое внедрение новейших геологических, геохимических, геофизических технологий поиска и разведки нефтяных и газовых месторождений, значительное увеличение объемов геофизических работ и, особенно, глубокого бурения.

 

Развитие нефтегазовой отрасли
Новости нефти

Работа и карьера