Путешествие француза на нефтяные месторождения Апшеронского полуострова

Путешествие на нефтяные месторождения Апшеронского полуострова стало знаменательным событием для французского писателя Александра Дюма

В конце 1850-х годов Александр Дюма, известный французский романтик, автор популярных романов «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» и многих других бестселлеров, предпринял девятимесячное путешествие по нескольким губерниям Российской империи. Незабываемое впечатление произвело на него посещение нефтяных промыслов в окрестностях древнего Баку.

Запрещенный Дюма

Александр Дюма-старший (1802-1870) и по сей день остается одним из самых любимых писателей для читателей разных поколений во всем мире. Его романы «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Асканио», «Виконт де Бражелон» и «Сорок пять» давно стали мировыми литературными сокровищами. Биография этого плодовитого француза также содержит немало интересных страниц, связанных с его плодотворной литературной и журналистской деятельностью.

Без преувеличения можно сказать, что в России середины XIX века Александр Дюма был одним из самых любимых и читаемых зарубежных авторов. Это была взаимная любовь: Сам Дюма еще в ранние творческие годы проявляет исключительный интерес к России и в 1840 году публикует роман «Учитель фехтования», посвященный декабрьскому перевороту 1825 года и жизни одного из его участников, Ивана Анненкова (1802-1878), подпоручика лейб-гвардии Конного полка. В основу романа легли реальные исторические факты и дневники О. Гризье, фехтмейстера, служившего в Главном инженерном училище в Петербурге, а затем вернувшегося во Францию. Учитель фехтования» был с восторгом встречен русскими читателями, однако роман был враждебно встречен императором Николаем I и на долгие годы запрещен цензурой. Это также стало основной причиной того, что в середине 1840-х годов Дюма было отказано в визе на посещение России.

alexandre_dumas

23 июня 1858 года Александр Дюма прибыл на пароходе из Штеттина в Петербург и остановился в загородном доме графа Григория Кушелева-Безбородко (1832-1870), издателя журнала «Русское слово». В этом доме собирались многие литераторы, и Александр Дюма познакомился с известными писателями Дмитрием Григоровичем (1822-1900) и Алексеем Толстым (1817-1875), поэтами Николаем Некрасовым (1821-1877), Львом Меем (1822-1862) и другими. Приезд французского писателя в Петербург вызвал большой интерес у русской публики.

Вскоре журналист Иван Панаев опубликовал в журнале «Современник» рецензию под названием «Петербургская жизнь», в которой выразил общее уважение к известному романисту:

«Петербург встретил месье Дюма искренне и радушно… да и как могло быть иначе? Месье Дюма почти так же популярен в России, как и во Франции… Весь Петербург в течение июня месяца был всецело занят месье Дюма… Одним словом, Дюма — лев времени».

В свою очередь, Петербург пленил французского писателя: «Я не знаю, есть ли в мире другой вид, сравнимый с панорамой, открывающейся передо мной», — удивленно заявил Александр Дюма, стоя на гранитных берегах Невы.

Однако настойчивое внимание жителей российской столицы вскоре стало тяготить Александра Дюма, ведь в его намерения входило не только посещение столичных салонов и балов. Главным для него было увидеть самые отдаленные уголки Российской империи, он хотел глубоко погрузиться в жизнь народа и тем самым постичь его культуру и традиции. Вскоре он отправился в свое далекое путешествие.

Вдоль Волги

Вдоль Волги

В конце июля 1858 года он прибыл в Москву. Там, в увеселительном саду «Эльдорадо» за городом, московские предприниматели устроили в честь знаменитого писателя специальный праздник «Ночь графа Монте-Кристо» с великолепной иллюминацией и фейерверком.
Во время последующих многомесячных путешествий по России от Москвы до Баку Александра Дюма везде принимали очень радушно. Бескрайние волжские просторы, живописные берега, старинные города с их достопримечательностями, русские деревни и поселки оставили у писателя незабываемое впечатление.

В сентябре 1858 года в Нижнем Новгороде Александр Дюма встретился с героями своего романа «Учитель фехтования» — участником декабрьского переворота Иваном Анненковым и его верной женой Полиной.

Следующим городом на его пути была Казань, пребывание в которой было весьма приятным. Так, в один из дней он посетил Казанский университет, где был принят с церемонией и приглашен на чай к ректору университета, члену-корреспонденту Российской академии наук Осипу Ковалевскому (1801-1878). Ему удалось побывать на заячьей охоте в окрестностях города, что давно было его мечтой. Для этого новые влиятельные друзья писателя задержали на пристани пароход «Нахимов», отправлявшийся по расписанию, на двадцать четыре часа, пока всемирно известный романист не удовлетворит свою охотничью лихорадку. Охота оказалась на редкость удачной. «В Казани даже зайцы услужливы», — шутил Дюма после охоты.

После короткого пребывания в Саратове, в середине октября 1858 года, Александр Дюма приплыл в Астрахань. И здесь повторилось то же самое — множество приглашений на балы, вечеринки и приемы, с подарками «чудес местного производства».
И все же, несмотря на все «мирские» соблазны, во время своего путешествия по Волге Александр Дюма много и систематически работал. Он регулярно отправлял свои заметки об увиденном в России в редакцию парижского журнала «Монте-Кристо».

«Мы полагали, по слухам, — писал Иван Панаев в «Современнике», — что месье Дюма, устроив фабрику романов, просто кладет инструменты и наслаждается жизнью. Какая чушь! Трудно представить себе более деятельного и трудолюбивого человека, чем он».

На берегах древнего Каспия

Александр Дюма отправился из Астрахани в карете на Кавказ. Он знал об этом крае по древним пьесам Эсхила и Софокла. Величие и эпический покой горных вершин, скрывавших титана Прометея, древние традиции и местная культура горцев притягивали писателя как магнит и вдохновляли его воображение. Он посвятил этому региону целую книгу очерков под названием «Кавказ». «Когда смотришь на Кавказ, прежде всего видишь огромный хребет гор, ущелья между которыми приютили представителей всех народов» — таково несколько суховатое начало его репортажа. Однако уже следующая строка наполнена поэзией и изумлением:

«Это был Кавказ — театр, где первый драматический поэт древности поставил свою первую драму, героем которой был титан, а актерами — боги».

Проехав через весь Кавказ (Абхазию, Черкассию, Осетию, Чечню), посетив Тифлис и Поти, Дюма направился через Дербент в Баку, древнюю столицу Азербайджана. Открывшаяся перед ним панорама сразу же пленила его. Казалось, что город разделен на две части: «черную» и «белую». Черным городом была старая часть Баку, на берегу моря, где располагалась нефтяная промышленность. На расстоянии 26 верст от Баку находилось знаменитое Атешгагское огненное святилище с вечным огнем. Услышав о храме огнепоклонников, Александр Дюма сразу же захотел увидеть это чудо природы и древних мастеров своими глазами:

«…Кареты были готовы. Идея заключалась в том, чтобы увидеть бакинское пламя, известное всем, за исключением, пожалуй, французов, как наименее путешествующей нации». После посещения храма он писал: «Огонь этот поддерживается маслом, то есть керосином, который легко воспламеняется, легок и прозрачен».

Красная нефть - экспорт советской нефти - 3

Пытливый ум писателя не мог обойти вниманием практическое применение нефти, или, как ее еще называют, «черного золота». Масштабы российских нефтяных месторождений на Апшеронском полуострове поразили его воображение. Как ученый, он начал подробно и точно описывать увиденное.

«Нефть — это распад густой горной смолы, образующейся в результате подземных пожаров. Нефть есть во многих частях света, но наибольшее ее количество можно найти в Баку и его окрестностях. В окрестностях Баку, по всему побережью Каспийского моря, вырыты колодцы глубиной от 3 до 20 метров; сквозь мергелистую землю, пропитанную нефтью, просачивается черная и белая нефть. Ежегодно добывается почти 100 000 центнеров нефти. Эта нефть отправляется в Персию, Тифлис и Астрахань».

Александр Дюма продолжал:

«Взгляните на карту Каспийского моря и проведите прямую линию параллельно Баку до противоположного берега, а затем представьте, что прямо у берега находится остров Челекен или «нефтяной остров», населенный кочевыми туркменами. С другой стороны в море простирается Апшеронский полуостров, образуя вдоль той же линии множество нефтяных и лещадных пластов. На оконечности Апшерона, образуя залив, находится остров, считающийся священным у гебров и персов, потому что на нем также есть газовые и нефтяные скважины. И таким образом он простирается под морем вплоть до области Туркмении».

Завершая свой рассказ о бакинской нефти, он приводит экономические расчеты в пользу еще одного экономического применения нефти:

«В настоящее время создается большое предприятие по изготовлению свечей из нефти. Фунт самых лучших свечей, вроде наших солнечных, будет стоить 15 копеек серебром, вместо 50 копеек за фунт стеариновых свечей в Тифлисе и 35 копеек в Москве».

Парижский эпилог

Путешествие французского писателя по России завершилось в марте 1859 года в порту Поти на палубе парохода, направлявшегося в Турцию и Константинополь.

«С того момента, как вас узнают или снабдят хорошими рекомендациями, путешествие по России становится одним из самых приятных и самых дешевых, которые я знаю», — писал Александр Дюма, вспоминая о своей поездке, и был предельно откровенен.

Впечатляющим итогом путешествия Александра Дюма стали девять томов путевых заметок под названием «Впечатления от путешествия по России», опубликованные во Франции вскоре после его возвращения, с 1858 по 1862 год, в которых он представляет причудливую смесь реальности и вымысла, историю губерний и территорий, кухню разных народов, населявших Российскую империю. Множество интересных историй, человеческих характеров и географических описаний вошло в многотомник его записок.

Кроме того, в 1860 году вышел отдельный том под названием «От Парижа до Астрахани». В 1861 году часть его путевых заметок «Кавказ» вышла на русском языке в Тифлисе.

Сегодня, спустя почти полтора века после путешествия, можно осознать, что в определенной степени его путевые заметки способствовали изменению западноевропейского общественного мнения и положили начало крушению стереотипа о глубокой отсталости России, невежестве ее населения и тирании властей. Великий французский романист стал свидетелем кануна Великих реформ в России, которые дали мощный импульс развитию российской экономики, культуры и образования во второй половине XIX века.

Путешествие француза на нефтяные месторождения Апшеронского полуострова
История нефти

Работа и карьера