Нефтеперерабатывающая отрасль Украины формировалась в 50-е годы прошлого столетия и ориентировалась в первую очередь на выпуск мазута для экспорта в европейские страны. Мазут считался самым дешевым топливом, и установка дорогостоящего оборудования по его переработке в бензин и дизельное топливо была признана нецелесообразной. Спустя полвека ситуация изменилась незначительно, негибкая структура украинской нефтепереработки, по сути, осталась прежней.
Программа 1990 годов
В конце 1990-х годов была разработана обширная программа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов Украины. Планировалось улучшить качество топлива и повысить глубину переработки нефти до 78%. Выполнение программы потребовало приобретения высококачественного оборудования, внедрения и освоения новых технологических процессов. Увы, программа была реализована лишь частично ввиду неблагоприятных условий для масштабных долгосрочных инвестиций и ряда других причин, включая несоответствие украинских стандартов качества европейским.
На территории Украины расположено шесть нефтеперерабатывающих заводов. Старейший из них — Одесский — был введен в эксплуатацию в 1937 году. С началом войны, в 1941-м, предприятие было эвакуировано в Сызрань. В 1999 году контрольный пакет акций Одесского НПЗ приобрел ЛУКОЙЛ. В 2005 году предприятие с архаичным производственным процессом было остановлено для коренной реконструкции стоимостью несколько сот миллионов долларов (была реконструирована установка АВТ, построена установка висбрекинга, модернизированы комплекс гидроочистки и ряд объектов общезаводского хозяйства), а в 2008-м вновь введено в строй. Сегодня Одесский НПЗ выпускает неэтилированные автомобильные бензины стандарта Евро-3, дизельное топливо Евро-4, топливо для реактивных двигателей марки РТ, нефтебитум, сжиженный газ и серу. Установленная мощность НПЗ — 2,8 млн тонн нефти в год, глубина переработки — 72%, выход светлых нефтепродуктов — 46%. В 2018 году НПЗ переработал свыше 2 млн тонн нефти. Основные поставки сырья на завод осуществляются из России. Одесский НПЗ сегодня современен и конкурентоспособен, особенно учитывая приморское и припортовое расположение завода.
В настоящее время Одесский НПЗ остановлен на плановый ремонт, который продлится полтора месяца и включает в себя регенерацию катализатора риформинга, замену катализатора гидроочистки и изомеризации, реконструкцию печи риформинга с заменой и переобвязкой змеевиков и модернизацию компрессоров риформинга, что без остановки предприятия сделать невозможно. В период ремонта АЗС ЛУКОЙЛа в Украине снабжаются нефтепродуктами, заблаговременно накопленными в резервуарном парке Одесского НПЗ.
Херсонский НПЗ на год моложе Одесского. Во время войны завод значительно пострадал, однако к концу 1940-х был восстановлен. В 1950-е годы построена вторая очередь завода, в 1970-е — третья (одновременно с пуском нефтепровода Кременчуг – Херсон). Проектная мощность НПЗ — 8 млн тонн нефти в год. В 2000 году завод был приватизирован, основным акционером выступил «Укрнефтепродукт». С 2005 года завод закрыт на модернизацию, которую планировали завершить в 2011 году. Перед заводом стоят крупномасштабные цели и задачи, среди которых внедрение новых технологий, прекращение производства мазута, переход на выпуск экологически чистых автомобильных бензинов и дизельных топлив.
Самый молодой и крупный НПЗ Украины — Лисичанский (Луганская область), построенный в 1976-м с проектной мощностью 25 млн тонн нефти в год. Рекорд по выпуску валовой продукции был достигнут в последний год существования СССР (1991) — более 23 млн тонн. В середине 1990-х годовой объем переработки упал здесь до 5 млн тонн. В 2000 году контрольный пакет акций завода купила Тюменская нефтяная компания (сегодня — ТНК-ВР), и объем переработки достиг 9 млн тонн нефти в год. Лисичанский НПЗ первым на Украине выпустил дизельное топливо стандарта Евро-4.
Кременчугский НПЗ (Полтавская область) мощностью 18 млн тонн нефти в год построен в 1961 году. В 1994-м предприятие преобразовано в «Укртатнафта» — СП госкомпании «Нафтогаз Украины» и «Татнефти». Завод выпускает экологически чистые неэтилированные бензины, моторные всесезонные универсальные масла, зимнее и летнее дизельное топливо, мазут, парафин и т. д.
Дрогобычский НПЗ (АО «Галичина», Львовская область) проектной мощностью 3,2 млн тонн с 2005 года принадлежит крупному многопрофильному холдингу «Приват». Объем переработки нефти на заводе непрерывно снижается и в настоящее время составляет около 0,6 млн тонн в год. В 2007 году была разработана программа коренной модернизации предприятия с объемом инвестиций до 700 млн долларов, но из-за кризиса эта программа реализована не была.
Надвирнянский НПЗ (АО «Нафтохимик Прикарпаття», Ивано-Франковская область) принадлежит группе «Приват» при сохранении блокпакета у государства. Завод рассчитан на переработку 2,6 млн тонн нефти в год, но реально перерабатывает в десять раз меньше и часто останавливается из-за перебоев с поставками сырья и технических проблем, в связи с чем закончил 2009 год с убытками и находится на грани банкротства.
Сегодня дефицит нефтепродуктов в Украине оценивается в 30% от необходимого объема, что, в частности, является одним из основных факторов перманентного роста цен на бензин. Соответственно, для Украины сегодня весьма актуален вопрос о строительстве современного НПЗ для выхода на новый уровень качества продукции, снятия внутреннего дефицита топлива и выхода на европейский и мировой рынки нефтепродуктов. Строительство НПЗ планируется в непосредственной близости к магистральному трубопроводу Одесса – Броды, который Украина уже давно хочет загрузить в аверсном режиме. Предварительная мощность завода составит 10,5 млн тонн в год, глубина переработки нефти — 95%. Подготовка к строительству завода началась в 2005 году. Тогда же было обнародовано распоряжение президента Украины о строительстве НПЗ в районе порта Южный Одесской области. Завод будет ориентирован на все виды топлива, соответствующие европейскому стандарту.
Самый актуальный вопрос по данной теме — источник финансирования. В разное время велись переговоры с разными потенциальными инвесторами, включая польский нефтеперерабатывающий концерн PKN Orlen, азербайджанскую госнефтекомпанию ГНКАР и даже ливийского лидера Муаммара Каддафи. Но пока ощутимых результатов этих переговоров нет.