Перспективы России на мировом рынке нефти сценарии Энергетической стратегии после кризиса 2008 года.
Мировой спрос на нефть вернулся на докризисный уровень, и великая рецессия 2008-2009 годов, закончилась уже в 2010 году. На этом фоне возобновились разговоры о ключевых особенностях экономики в обозримом будущем. Последний обзор мировой экономики, проведенный Международным валютным фондом, выражал сдержанный оптимизм в отношении перспектив ее роста. Согласно прогнозу МВФ, в 2011 году мировой ВВП вырастет на 4,2% и высокие темпы роста будут способствовать повышению спроса на сырьевые товары, включая нефть.
Ключевой элемент
Нефть является основным источником энергии в мире, на нее приходится более 34% мирового потребления первичных энергоресурсов. За последние годы спрос на нефть увеличился с 3562,1 млн тонн в 2000 году до 3882,1 млн тонн в 2009 году. Ключевую роль в формировании и развитии мирового рынка нефти играют растущий спрос со стороны развивающихся стран, динамичная глобализация, интеграция рынка в мировую финансовую систему и, как следствие, усиление спекулятивных факторов в ценообразовании, а также новый уровень неопределенности после мирового экономического кризиса.
Спрос на сырьевые товары в 15 странах (Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Великобритания, Индия, Италия, Япония, Мексика, Южная Корея, Испания и США) рос максимальными темпами в течение последних шести лет. Объем товарных поставок в эти страны за год вырос почти на 5%. В 2009 году только на долю Китая пришелся рост мирового потребления на 1 млн баррелей в день.
В 2010 году цены на нефть оставались высокими, но и степень неопределенности в мировой нефтяной отрасли была очень высокой. Основными факторами, оказывающими давление на отрасль, по-прежнему являются нестабильность мировой экономики, ужесточение требований к управлению разведкой и добычей (после аварии в Мексиканском заливе), а также развитие альтернативной энергетики.
В 2011 году мировое потребление нефти продолжит расти на фоне ослабления циклических последствий рецессии. Основным источником роста станут страны, не входящие в ОЭСР. Развивающиеся страны вновь продемонстрируют более высокие темпы роста, запустив долгосрочный цикл повышения цен на сырьевые товары. В целом, на нефтяном рынке сохранится равновесие, поскольку рост предложения будет соответствовать росту потребления.
9 ноября 2010 года, представляя в Лондоне глобальный энергетический прогноз МЭА до 2035 года, исполнительный директор Международного энергетического агентства Нобуо Танака отметил, что энергетический рынок вступил в фазу развития, отличающуюся «беспрецедентной неопределенностью». Согласно оценкам МЭА, спрос на нефть в мировой экономике будет продолжать расти в течение следующего десятилетия и к 2035 году достигнет 99 миллионов баррелей в день, что на 15 миллионов баррелей в день больше, чем в 2009 году.
В этой ситуации, считает Танака, правительства ведущих стран мира должны активизировать свои усилия по обеспечению более эффективного использования энергии.
Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота нефти и принимает активное участие в торговле нефтью и международном сотрудничестве в этой сфере. С 2000 по 2009 год Россия продемонстрировала стремительный рост добычи нефти, объем которой вырос на 50%, в то время как рост мировой добычи нефти за тот же период составил всего 5,7%. В результате вклад России в общемировой прирост добычи нефти с 2000 по 2009 год превысил 80%.
В настоящее время на долю России приходится 12% мировой торговли нефтью. Более 80% российской нефти экспортируется в европейские страны, на рынках которых Россия занимает 30-процентную долю. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов является европейский рынок. Обладая мощным ресурсным потенциалом, нефтяной комплекс производит около 40% первичных энергоресурсов, во многом определяя специализацию страны в международном разделении труда.
Стратегия развития
Значительные запасы сырьевых ресурсов России, с одной стороны, формируют ее главное конкурентное преимущество на мировых рынках, а с другой — являются основным фактором уязвимости национальной экономики. По оценке Института энергетической стратегии, основанной на данных Росстата и Минэнерго России, доля нефтяного комплекса по итогам 2009 года в добавленной стоимости в ВВП составил более 15%, в экспорте — более 50%, а в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации — более 30%.
Ресурсный потенциал должен быть использован с максимальной эффективностью для продвижения геополитических интересов России. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в ноябре 2009 года) предусматривает полную интеграцию в мировой энергетический рынок, укрепление позиций на этом рынке и получение максимально возможных выгод для национальной экономики.
Интересы внешней энергетической политики России заключаются в обеспечении дальнейшего роста эффективности добычи и экспорта нефти и других видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конкурентные преимущества.
Позиция Правительства РФ, изложенная в Энергетической стратегии, предусматривает реализацию ряда мер (механизмов) в этом направлении, в том числе:
- активное участие в международном переговорном процессе по энергетическим вопросам, обеспечение баланса интересов импортеров, экспортеров и транзитеров нефти в международных соглашениях и деятельности международных организаций;
- развитие сотрудничества со странами СНГ, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза и другими организациями и государствами;
- координация действий с ОПЕК на мировых рынках нефти;
- содействие созданию благоприятных условий для российских нефтяных и сервисных компаний на мировых рынках, включая их доступ на рынки конечных потребителей;
- привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные и высокорисковые проекты;
- устойчивое развитие транзитных нефтяных потоков через территорию России.
В ближайшие 20-30 лет экспорт энергоресурсов останется важным фактором развития национальной экономики, но степень его влияния на экономику должна снизиться. Эта тенденция соответствует долгосрочной экономической политике правительства, которая направлена на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта энергоресурсов.
Лидирующая позиция России
Для сохранения лидирующих позиций России на мировом рынке нефти российскому правительству предстоит обеспечить стабильное функционирование отечественного нефтяного комплекса с учетом тенденций, складывающихся в последние годы (истощение основных месторождений нефти в Западной Сибири и, как следствие, необходимость освоения запасов нефти континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкой нефти, природных битумов и других) в структуре минерально-сырьевой базы, рост стоимости добычи и транспортировки углеводородов).
В соответствии с положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 года государство намерено оказывать поддержку нефтяному бизнесу в случае падения цен на нефть на мировом рынке и (или) кризисов на финансовых рынках путем предоставления государственных гарантий на инвестиции в развитие нефтяного комплекса, рефинансирования заимствований нефтяных компаний, оптимизации налогообложения нефтяного комплекса для повышения финансово-экономической устойчивости российских нефтяных компаний, уделяя при этом особое внимание развитию малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. После неоднократных обращений нефтяных компаний, в 2009 году правительство России подтвердило свое согласие разработать новый, более благоприятный режим налогообложения нефтяной отрасли. Выступая в октябре 2010 года в Самаре на конференции по обсуждению генерального плана развития нефтяной отрасли до 2020 года, министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко заявил: «Мы хотели бы, чтобы в период до 2020 года общие изъятия из доходов нефтяных компаний были снижены с 73 до 65%».
Фискальные изменения предусматривают введение налога на дополнительные доходы при снижении размера НДПИ и экспортных пошлин. Философия новой фискальной политики заключается в минимизации изъятий у компаний в период разведки и начальной добычи, с последующим постепенным увеличением платежей.
При сохранении объемов добычи Россия намерена продолжать обеспечивать значительную часть мирового спроса на нефть и нефтепродукты. В то же время предполагается диверсификация экспорта за счет развития восточного маршрута поставок. Доля Европы в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно снижаться в результате диверсификации рынков экспорта энергоносителей на Восток (Китай, Япония, Республика Корея, страны АТР). Энергетическая стратегия предусматривает увеличение доли восточного направления в структуре экспорта жидких углеводородов с 8% до 22-25% к 2030 году.
При этом абсолютные объемы экспорта нефти и нефтепродуктов останутся стабильными, испытывая лишь незначительные колебания (в диапазоне 315 — 330 млн тонн в год).