Нефтяная-история-Западной-Сибири

В конце августа 1934 года в редакцию газеты «Советский Север» поступила телеграмма за подписью геолога В.Г. Васильева: «Указание на наличие нефти на Югане подтвердилось. Необходимы детальные геологические исследования».

Таким образом, в тот день было получено убедительное подтверждение дальновидного предположения выдающегося русского геолога-нефтяника академика Ивана Губкина (1872-1939) о наличии нефти на восточных склонах Урала на территории Западной Сибири.

Юганский пролог

2 октября 1934 года на специальном заседании Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС был рассмотрен вопрос о сообщении инженера-геолога Васильева «о поисках нефти в округе» и принято постановление о «быстрой постановке вопроса о разведке и добыче юганской нефти».

Нефтяная-история-Западной-Сибири_1

27 января 1935 года в газете «Омская правда» была опубликована статья под названием «В погоне за нефтью», в которой говорилось следующее: «Трест «Востокнефть» собирает и готовит к выезду большую геологоразведочную экспедицию в Сургутский и Верхне-Тавдинский районы Омской области. Цель экспедиции — выявить природу нефтепроявлений, обнаруженных вдоль рек Большой Юган и Белая. Из Уфы выезжают восемь человек руководящего и инженерно-технического состава во главе с начальником экспедиции геологом Васильевым. На экспедицию выделено около 150 000 рублей, уже заказывается оборудование и снаряжение. Вся экспедиция будет состоять из 84 человек, из них 42 будут работать на Большом Югане и 42 в Верхней Тавде».

В конце января 1935 года все участники экспедиции собрались в Тюмени, а затем двумя группами отправились в места, где им предстояло проводить разведочные работы. Так началась их деятельность в Сургутском и Верхне-Тавдинском районах.

Экспедицию треста «Востокнефть» возглавил молодой геолог Виктор Васильев (1910-1973), который впоследствии стал доктором геолого-минералогических наук, был удостоен Государственной премии СССР и написал ряд фундаментальных монографий о наличии нефти и газа в различных районах СССР.

В официальном описании этого периода деятельности Виктора Васильева лаконично сказано, что: «… в 1934 году начал геолого-съемочные работы в отдельных районах Западно-Сибирской низменности с целью научного обоснования перспектив нефтегазоносности территории. Геологические изыскания проводились по рекам Тавда, Ишим и Иртыш от Тобольска до устья, Обь от Сургута до Салехарда, Большой Юган, Казым, Миасс и др. Он организовал неглубокое бурение для определения наличия палеогеновых пород в устье Иртыша и впервые заявил о возможности экзотического происхождения этих образований, а результаты бурения подтвердили его предположение. После его исследований в этих местах были закартированы обнажения коренных пород палеогенового и юрского периодов. Кроме того, было проведено неглубокое бурение для проверки нефтепроявлений на реке Белая и в бассейнах рек Тавда и Большой Юган. Результаты этих исследований были опубликованы в статье в 1937 году. Позже данные были обобщены и опубликованы в виде монографии в 1946 году».

Нефтяная-история-Западной-Сибири_3

За этими лаконичными фразами скрывается сложная и порой трагическая сага экспедиции Виктора Васильева в невероятно трудных условиях, в необжитых районах, вдали от дорог и населенных пунктов, когда суровая природа и тяжелые климатические условия того времени затрудняли проведение любых запланированных геологических исследований.

Тернистый путь геологоразведчиков

Во время первого полевого сезона 1935 года в районе Югана геологическая экспедиция направила две бригады для ручного бурения скважин глубиной 40 метров. Всего было выполнено 400 м неглубокого бурения и 25 м3 бурения шахтных стволов. На реке Белая запланированный объем работ был меньше: 5 диких кошек и 150-200 м бурения. Кроме того, в 40 точках планировался отбор проб верхней зоны русла реки на глубину 5 м.

Виктор Васильев, как начальник экспедиции, руководил не только отрядом геологоразведчиков, но и непосредственно отвечал за поисковые работы на реке Тавда.

Руководителем отряда «Юган» был молодой геолог Родион Гуголь. Под его руководством были проведены изыскания по рекам Большой и Малый Юган и пробурены 32 шурфа. Геологи установили, что по мере погружения скважин, в разных местах и на разной глубине, в затрубном пространстве появлялась радужная пленка со всеми характерными признаками нефти.

В ходе полевых работ передвижная лаборатория активно анализировала образцы пород и подземных вод, устанавливая их специфику.

Геологический вердикт Москвы

Результаты геологической разведки, проведенной в течение сезона 1935 года, были весьма обнадеживающими. 23 ноября 1935 года в Москве началась конференция, на которой обсуждались результаты геологоразведочных работ на нефть в Западной Сибири и на восточном Урале. В 4-дневной конференции под председательством академика Ивана Губкина приняли участие известные советские геологи и специалисты по нефти. В докладе, сделанном начальником треста «Востокнефть» Константином Чепиковым, отмечалось следующее: «Главной целью всех проведенных исследований был поиск нефтепроявлений, причем более детально изучено 40 нефтяных заявлений, а второстепенной задачей, стоявшей перед геологическими отрядами, было выявление стратиграфии и тектоники отложений восточных склонов Урала и Западно-Сибирской низменности, в частности мезозойских и третичных отложений… Коллективы рабочих и инженеров работали напряженно и выполнили свои задачи в объемные сроки». Следующим выступил геолог Виктор Васильев, который дал подробную характеристику работы Западно-Сибирской экспедиции и отметил, в частности, необходимость более сквозного изучения территории с применением геофизических методов и колонкового бурения.

В последние три дня шло бурное обсуждение этих двух докладов, в результате чего первый пункт резолюции конференции гласил: «Большая Западно-Сибирская впадина, совпадающая с Западно-Сибирской низменностью, несомненно, заслуживает тщательного изучения с точки зрения поисков в ее пределах нефтяных месторождений, на что указывают нефтепроявления на реке Белой в Тавдинском районе и на реке Большой Юган, а также наличие битумной пропитки юрских пород на реке Исети и складчатости как в третичных, так и в юрских отложениях». Исходя из этого, конференция считает необходимым организовать систематические геологические поиски нефти здесь, в пределах этого района, в течение нескольких лет».

Послесловие

В статье Виктора Васильева «В поисках нефти», опубликованной в газете «Омская правда» 12 декабря 1936 года, подчеркивалось, что: «Прогноз, сделанный академиком И. М. Губкиным, подтверждается всеми имеющимися у нас в настоящее время материалами… Наиболее актуальной задачей является детальное изучение отдельных районов методами геофизической разведки. Только после этого встанет вопрос о начале буровых работ».

К сожалению, и в этом случае геологоразведочные работы в Западной Сибири были приостановлены почти на три года. В 1937 году в стране начались массовые репрессии, многие геологи треста «Востокнефть» были арестованы, осуждены за вредительство и отправлены в трудовые лагеря.

Только весной 1939 года были возобновлены попытки восстановить геологические кадры и возобновить поиски нефти в Западной Сибири. В марте 1939 года народный комиссар топливной промышленности Иван Седин поручил руководству Главгеологии проработать вопрос о развитии геологоразведочных и поисковых работ в Сибири.

10 сентября 1939 года начальник Главгеологии Василий Сенюков направляет наркому специальный доклад «Об организации крупной геофизической экспедиции в Западной Сибири в 1939-1940 годах», в котором подчеркивается: «Во исполнение Ваших указаний об ускорении поисков нефти в Сибири, предлагается подготовить в 1940 году заложение ряда глубоких скважин в пределах Западно-Сибирской низменности». Предложение Главгеологии было принято, и 22 ноября 1939 года нарком топливной промышленности Иван Седин подписал приказ «О расширении масштабов геологоразведочных работ на нефть в Сибири». Основной задачей, поставленной перед экспедицией, было провести геологическую съемку на площади 400 000 км2 и уже к осени 1940 года выбрать районы и площадки для глубокого роторного бурения на нефть.

Нефтяная-история-Западной-Сибири_2

Начальником экспедиции был назначен опытный геолог Алексей Шайдеров. Однако финансирование, трудовые ресурсы и запасы для выполнения этой сложнейшей задачи не были предусмотрены в полном объеме. Подготовка продолжалась много месяцев, в результате чего начало работ было отложено почти на год.

Начавшаяся 22 июня 1941 года война сразу же отодвинула планы геологической съемки нефтеносных районов Западной Сибири. Но, несмотря на крайне тяжелое положение в стране, работы в Тавдинском районе продолжались, и 12 июня 1942 года был издан специальный приказ Главнефтегазразведки № 37 «Об ускорении поисков нефти в Западной Сибири». Но и в этом случае объективные обстоятельства сурового военного времени оказались сильнее энтузиазма геологических коллективов, делающих все возможное для выполнения поставленных задач.

Нефтяная история Западной Сибири
История нефти

Работа и карьера