Развитие нефтегазового комплекса Западной и Восточной Сибири: проблемы, риски, перспективы
Правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития Сибири. Институт экономики и организации промышленного производства принял активное участие в разработке нефтегазовых аспектов Стратегии.
Задачи развития
На фоне общероссийских процессов и изменения мирового экономического порядка задачи развития нефтегазового комплекса Сибири будут определяться долгосрочными внутрироссийскими и международными тенденциями в области геологоразведки, добычи, глубокой переработки и реализации продукции на энергетическом и нефтегазохимическом сегментах рынка.
В нефтегазовой отрасли Сибири существует ряд нерешенных проблем, определяющих технологическую эффективность и влияющих на параметры долгосрочного развития отрасли. С 1994 по 2010 год воспроизводство запасов не соответствовало росту добычи нефти и газа, снизился абсолютный объем геологоразведочных работ, особенно глубокого разведочного бурения, основной прирост запасов происходил за счет разрабатываемых месторождений, в том числе за счет переоценки эффективности нефтеотдачи, в то время как за последние два десятилетия в Сибири не открыто ни одного крупного месторождения, неудовлетворительно осуществляется извлечение и утилизация попутного нефтяного газа, качество разработки запасов нефти и эффективность нефтеотдачи остаются низкими.
На нефтеперерабатывающих заводах Сибири объемы и глубина переработки нефти растут медленнее, чем меняется рыночная ситуация. Увеличение загрузки существующих мощностей не обеспечивает растущий спрос внутри страны, а по ряду нефтепродуктов Россия из крупного экспортера превратилась в нетто-импортера.
Современные условия развития нефтегазового комплекса Сибири предполагают ускоренную пространственную переориентацию поставок, обеспечивающую прямой (минуя транзитные страны) выход на традиционные атлантические и новые тихоокеанские рынки, повышение технологического уровня геологоразведки, добычи и переработки нефти и газа, оптимизацию затрат при сокращении финансовых вложений в непроизводственные активы.
Необходимо резкое увеличение объемов и качества геологоразведки, углубление переработки нефти и газа, развитие нефте- и газохимической промышленности, массовая разработка и внедрение новых технологий в разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов, расширение географии добычи нефти и газа, включая полномасштабное освоение Восточной Сибири, полуострова Ямал и арктического шельфа.
В результате будет создана новая пространственная структура нефтегазового комплекса Сибири, основанная на территориально разнесенных современных производственных блоках, связанных инфраструктурно и технологически, удовлетворяющих внутренний спрос Сибири и России на углеводородную продукцию и обеспечивающих возможность прямого экспорта на традиционные и новые рынки.
Образ будущего
В третьем десятилетии XXI века нефтяной комплекс Сибири должен представлять собой эффективно функционирующий сектор экономики, обеспечивающий стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение растущего внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты; поддержку укрепления роли России как мирового экономического лидера; стабильно высокие поступления в доходную часть бюджета страны и региональных бюджетов; устойчивый платежеспособный спрос на продукцию смежных отраслей сибирской и российской экономики (производство, услуги, транспорт и др.).
Газовая промышленность Сибири должна представлять собой единый, технологически высокоэффективный комплекс, включающий системы добычи, переработки, транспортировки и хранения газа; обеспечивать стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на газ и экспортных поставок; стимулировать спрос на продукцию смежных отраслей (металлургии, машиностроения и др.); отвечать политическим интересам и укреплять экономические позиции России в Европе и сопредельных странах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для нефтеперерабатывающей промышленности Сибири необходимы резкое увеличение показателей по увеличению глубины переработки и повышению качества нефтепродуктов, рост доли и технологического уровня вторичной переработки без расширения мощностей по первичной переработке.
В сфере газопереработки сохранится тенденция роста спроса на сжиженные углеводородные газы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Прогнозируется значительное увеличение поставок пропан-бутановой смеси из Сибири на рынок СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной и Восточной Европы. Требуется модернизация мощностей по производству сжиженного углеводородного газа в Западной Сибири и создание системы по утилизации и переработке попутного нефтяного газа в новых центрах нефтегазового комплекса в Восточной Сибири. Необходимо развивать мощности по производству минеральных удобрений, метанола и газожидкостного топлива (GTL).
В ближайшие годы необходимо модернизировать нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы и создать новые крупные центры нефтехимической промышленности, прежде всего в Восточной Сибири. Система трубопроводов от действующих и вновь вводимых месторождений до существующих нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических заводов, входящих в структуру ОАО «Газпром» (АК «СИБУР») и вертикально интегрированных нефтяных компаний, должна быть завершена на основе географической близости и технологической эффективности, независимо от их корпоративной принадлежности.
Добыча природного газа и развитие мощностей по его глубокой переработке, нефтехимических и газохимических предприятий, формирование транспортной системы должны быть технологически и хронологически согласованы с прогнозируемыми уровнями добычи нефти и, соответственно, попутного нефтяного газа.
Транспортная инфраструктура нефтегазового комплекса на территории Сибири нуждается в модернизации и расширении для формирования нефтегазотранспортной системы, обеспечивающей условия для формирования новых нефтегазодобывающих регионов в Западной и Восточной Сибири; для расширения транзита нефти и нефтепродуктов по территории России; для сбалансированного развития нефтяной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности, включая создание, выверенных по срокам и объемам, нефтепроводов, газопроводов, нефтепродуктопроводов и инфраструктуры комплексной переработки углеводородов и химической промышленности.
Крупнейшие проекты Сибири
В нефтегазовом комплексе Сибири предполагается реализация мегапроектов, обеспечивающих долгосрочное технологическое развитие нефтяной, газовой, нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности России:
- развитие нефтяной промышленности Западной Сибири, включая стабилизацию и обоснованное увеличение добычи нефти, полное использование попутного нефтяного газа, модернизацию систем транспорта и переработки нефти, расширение и повышение технологического уровня нефтехимических мощностей, восполнение запасов. Инвестиции до 2030 года — $280-330 млрд;
- развитие газовой промышленности Западной Сибири, прежде всего газоконденсатных ресурсов полуострова Ямал, Обской и Тазовской губ, поддержание и развитие добычи газа и конденсата в традиционных регионах (Надым-Пур-Тазовское междуречье), включая утилизацию низконапорного газа, модернизация существующих и строительство новых газотранспортных систем в западном и южном направлениях, дальнейшая газификация промышленности, расширение газоперерабатывающих и газохимических мощностей, восполнение и расширение запасов газа. Инвестиции до 2030 года — $550-590 млрд;
- формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых центров нефтегазового комплекса, включая развитие нефтяной, газовой, нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической, газохимической и гелиевой промышленности, расширение запасов углеводородов; инвестиции до 2030 года составят $110- 120 млрд, годовая добыча нефти — 80-90 млн тонн, газа — 110-120 млрд м3 в год.
Наиболее крупными проектами в рамках мегапроектов являются следующие: развитие нефтегазового комплекса полуострова Ямал и прилегающих акваторий; развитие Ванкоро-Сузунского центра нефтегазодобычи, формирование Эвенкийского и Ангаро-Вилюйского центров нефтегазодобычи, нефтегазопереработки, нефтехимической и газохимической промышленности (включая гелиевую промышленность); строительство второй очереди нефтепровода из Западной Сибири до Тихого океана; строительство газопровода «Алтай»; расширение Единой системы газоснабжения на восток; создание системы газопроводов из Восточной Сибири через Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанский регион; газификация существующих и будущих промышленных центров на востоке России.
Механизмы реализации
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири в части развития нефтегазового комплекса, включая нефтегазопереработку, нефтехимическую и газохимическую промышленность, необходимо сформировать систему государственного регулирования. В сложившихся институциональных и финансово-экономических условиях меры государственного регулирования нефтегазового комплекса предусматривают следующее:
- проведение комплексной политики лицензирования недр перспективных на нефть и газ территорий Сибири, особенно в районах новых центров нефтегазодобычи и вдоль трасс проектируемых нефте- и газопроводов;
- прямое участие государства в геологоразведочных работах и создании транспортной инфраструктуры, объектов глубокой переработки углеводородов и химической промышленности, прежде всего в Восточной Сибири;
более эффективное управление государственной собственностью, в том числе за счет деятельности в Сибири контролируемых государством компаний «Роснефть», «Газпром» и «Транснефть»; - совершенствование системы будущих технических регламентов, национальных стандартов и правил, делающих недропользование, переработку и транспортировку углеводородов более контролируемыми процессами;
- стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной и инновационной сферах, в том числе по освоению новых нефтегазоносных провинций (Лено-Тунгусской и Хатангско-Вилюйской нефтегазоносных провинций), рациональному недропользованию, разведке и разработке трудноизвлекаемых запасов, организации глубокой переработки углеводородов;
- реализация государственных целевых программ и национальных проектов (Программа комплексного освоения Нижнего Приангарья).
Конкретные меры включают: реализация Программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений и перспективных участков запасов углеводородов в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия); геологическое изучение арктических морей у берегов Сибири, включая внутренние моря; расширение региональной деятельности и лицензирование новых участков недр в Западной Сибири за счет средств федерального бюджета; внесение изменений в Закон РФ «О недрах» и Налоговый кодекс с целью стимулирования недропользователей к проведению геологоразведочных работ; развитие существующих и формирование новых нефтегазоперерабатывающих, нефтехимических и газохимических производств, создание гелиевой промышленности в Восточной Сибири, включая строительство федеральных хранилищ гелиевого концентрата за счет средств федерального бюджета; прямое участие государства в создании нефтегазотранспортной инфраструктуры, включая завершение строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, создание системы магистральных трубопроводов в Восточной Сибири.