Ковыктинское-газовое-месторождение

Россия ставит перед собой амбициозные задачи долгосрочного развития: обеспечение высокого уровня жизни населения, укрепление геополитической роли страны как мирового лидера. Наилучшим способом достижения этих целей является перевод экономики на инновационную, социально ориентированную модель развития. Качественными показателями такой экономики к 2030 году являются обеспечение существенной (5-10%) доли в 5-7 позициях на рынках высоких технологий и интеллектуальных услуг; удвоение доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%); увеличение в 5-6 раз доли инновационной продукции в промышленном производстве и в 4-5 раз доли действующих инновационных компаний (с 9,4 до 40-50%).

Модернизация обязательна

Сложная краткосрочная экономическая ситуация говорит не о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а о том, что планка темпов и качества экономического развития в период с 2013 по 2030 год должна быть существенно повышена. Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций были вынесены на самый высокий политический уровень. Создана комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены национальные научно-технологические приоритеты и начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов.

Министерство экономического развития РФ разработало стратегию инновационного развития России до 2030 года. В конце декабря 2010 года проект был представлен для обсуждения представителям экспертного, делового и научного сообществ, а также других органов исполнительной власти.

Применительно к энергетической политике России ее стратегической целью в обеспечении интересов инновационного развития экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов путем обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергоэффективности и инвестировании в эту сферу.

Существенное снижение энергоемкости, в частности, определено в качестве ключевого направления энергетической стратегии России на период до 2030 года. В развитие сделанных заявлений 27 декабря 2010 года правительство утвердило Национальную программу повышения энергосбережения и энергоэффективности до 2030 года.

Широкое участие российского бизнеса в выполнении поставленных задач предполагает создание и развитие соответствующих механизмов государственно-частного партнерства, а также расширение международного сотрудничества. Российские энергетические компании уделяют большое внимание повышению экологичности и энергоэффективности своих производств. Разработаны конкретные проекты, реализация которых требует участия иностранных инвесторов. Однако до сих пор предпринимаемые в стране меры носили, как правило, фрагментарный характер, что объясняет низкую активность деловых кругов в процессе модернизации.

Инженер по буровым растворам обязанности

Именно поэтому практические вопросы, которые позволили бы существенно улучшить ситуацию как в области энергоэффективности, так и в области энергетической безопасности в целом, рассматриваются в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), в рамках его Комитета по энергетической политике и энергоэффективности.

Вопрос о замене или модернизации устаревшего оборудования сегодня неизбежно встает перед всеми отраслями ТЭК, энергоемкими секторами российской промышленности (машиностроение, транспорт, металлургия, строительство и т.д.), жилищно-коммунальным хозяйством. Это объясняется тем, что значительная часть основных производственных фондов была создана 30-40 лет назад и срок их эксплуатации во многих случаях достиг критической отметки, что создает реальную угрозу энергетической безопасности страны.

Топливно-энергетический комплекс современной России интегрируется в мировую энергетику, а его продукция имеет рыночную стоимость, которая определяется на основе мировых цен на нефть, газ, уголь и электроэнергию. Это диктует необходимость оснащения российского ТЭК самыми современными энергетическими технологиями. Проведение последовательной политики в этой области может позволить существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, а в перспективе — создать основу для экспорта российских технологий и услуг на мировые рынки.

Для этого необходимо заменить значительную часть оборудования, произведенного в 1960-1970-е годы, на более современное, отвечающее более жестким стандартам. Фирмы, выпускавшие такое оборудование, либо нуждаются в модернизации, либо уже не существуют. Многие виды высокотехнологичного оборудования просто не производились в Советском Союзе, а потребности растущей российской экономики связаны с поставками широкого спектра современной продукции. В краткосрочной перспективе этот дефицит можно частично компенсировать за счет импорта, однако целесообразно производить заметную долю оборудования в России, учитывая научный и промышленный потенциал страны, оставшийся от Советского Союза. Поэтому нам необходимо создавать новые фирмы, как крупные, так и мелкие. В значительной степени мы можем воспользоваться оставшимся потенциалом огромных заводов и конструкторских бюро военно-промышленного комплекса.

Инициатива РСПП

Для модернизации существующих и создания новых концернов, организации производства оборудования для энергетической отрасли необходимо решить кадровую проблему, прежде всего потребность в большом количестве высококвалифицированных рабочих в условиях, когда система их подготовки, базировавшаяся на бывших ПТУ и техникумах, по сути, разрушена. Для решения этих проблем необходимы огромные средства, как государственные, так и частные. Поэтому мы должны создать условия, при которых не только государство, но и бизнес (крупный, малый и средний) будут заинтересованы в проведении соответствующих изменений и реформ. Это означает, прежде всего, разработку эффективных организационно-правовых механизмов государственно-частного партнерства, налаживание международного энергетического сотрудничества с активным участием российских компаний.

Поэтому эксперты РСПП выдвинули следующее предложение: на основе обобщения зарубежного опыта и с учетом российских реалий и потребностей разработать (под предварительным рабочим названием «Энергетика») практическую концепцию Федеральной программы государственно-частного партнерства в области модернизации топливно-энергетического комплекса и связанных с ним отраслей. Это необходимо сделать для разработки и внедрения передовых инновационных технологий и нового оборудования во всех отраслях ТЭК и наиболее энергоемких отраслях-потребителях. Программа должна отражать проблему, как ее видят деловые круги.

Облигации обеспеченные активами, помогают сланцевому сектору избежать банковских кредитов

Данная программа могла бы дополнить и сделать более эффективными те меры, которые предпринимаются правительством РФ, и тем самым привести к появлению целых кластеров современных энергетических технологий в нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетической промышленности, альтернативной энергетике, развитию отраслей, связанных с энергосбережением, и т.д.

Для реализации этой программы необходимо провести тщательную инвентаризацию «узких мест» российской экономики в области энергетики, соответствующих технологий и оборудования, которые уже используются и могут быть внедрены в обозримом будущем в России и за рубежом. Необходимо также определить, какие промышленные концерны и научные учреждения России являются основополагающими в этой области, включая создание промышленных энергетических парков в области высоких технологий.

Реализация программы «Энергия» во многом позволит нам укрепить национальную энергетическую безопасность и решить ряд социально-экономических проблем (в том числе создать рабочие места в производственном секторе), а также достойно выйти на международный рынок современных энергетических технологий и услуг.

Если нам удастся существенно повысить энергоэффективность и конкурентоспособность российской экономики, то альтернативные источники энергии могут найти свое экономическое место в стране, особенно в отдельных регионах. Тогда конечным продуктом многопрофильного бизнеса в области энергетических технологий будет, как и в промышленно развитых странах, не только оборудование для крупных объектов нефтегазовой или электроэнергетической промышленности, но и для более мелких объектов альтернативной энергетики, жилищно-коммунального хозяйства (электро- и теплоснабжение) и т.д.

Финансирование программы «Энергетика» может осуществляться как за счет государственных, так и за счет частных средств, в том числе иностранных инвестиций. Государство может взять на себя ответственность за те направления, в которых национальные интересы более важны, а риски для частного бизнеса наиболее велики. Успех во многом будет зависеть от баланса в государственно-частном партнерстве, в котором в качестве предпринимателей должны участвовать крупный, средний и малый бизнес.

Программа «Энергия» должна разрабатываться с учетом интересов государства и отечественных деловых кругов, а также опыта реализации аналогичных программ в зарубежных странах.

Задачи долгосрочного развития России
Новости нефти

Работа и карьера