Ханты-Мансийский автономный округ остается ведущим нефтедобывающим регионом России
Расположенный в центре Западной Сибири Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО) остается основным нефтедобывающим регионом Российской Федерации и одним из мировых лидеров в этой области. На долю округа приходится более половины добычи нефти в России и более 7,7% мировой добычи.
Добыча и запасы
К 1 января 2010 года накопленная добыча нефти достигла 9,43 млрд тонн с момента начала разработки нефтяных месторождений на территории ХМАО в 1964 году; к 1 ноября 2010 года — 9,65 млрд тонн. Таким образом, знаковая для ХМАО 10-миллиардная тонна была добыта в начале 2012 года.
Добыча нефти и кондесатов в ХМАО за десять месяцев 2010 года составила 243,5 млн тонн, что примерно на 2% меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Основными причинами снижения добычи нефти стали истощение месторождений (большинство месторождений находятся на третьей или четвертой стадии разработки), невыполнение плановых показателей по бурению и вводу скважин, а также недостаточная геологоразведка.
Что касается газа, то на территории автономного округа добывается в основном попутный нефтяной газ (ПНГ), доля природного газа в общем объеме добычи газа составляет всего 0,2%. За первые десять месяцев 2010 года добыча ПНГ в ХМАО составила 33,1 млрд м3 (около 55% от общероссийского объема), из которых 4,2 млрд м3 было сожжено в факелах. Таким образом, было утилизировано 87% газа. С другой стороны, в настоящее время набирают обороты региональные программы по использованию ПНГ, которые должны поднять показатель утилизации ПНГ в ХМАО до желаемых 95% к 2012 году.
Восемьдесят компаний вели добычу на территории ХМАО в первые три квартала 2010 года, все они имели долгосрочные лицензии недропользователя на разведку и добычу углеводородов. По состоянию на 1 октября 2010 года действовало 504 лицензии. Большая часть нефти (99,4%) добывается девятью нефтяными компаниями (ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР, Славнефть, Газпром нефть, РуссНефть, Салым Петролеум Девелопмент и Башнефть), и только 0,6% добывается 13 независимыми компаниями.
Что касается геологоразведки, то за первые три квартала 2010 года на финансирование работ по поиску углеводородов было направлено в общей сложности около 14,5 млрд рублей, из которых 545,6 млн поступило из федерального бюджета, 274 млн — из бюджета ХМАО и 13,7 — от добывающих компаний. В результате геологоразведочных работ за первые три квартала 2010 года на территории ХМАО было открыто три нефтяных месторождения, промышленные запасы которых составляют 153,2 млн тонн, или 77% от общего объема добычи.
Переработка и утилизация попутного газа
По предприятиям, занимающимся переработкой нефти, газа и газового конденсата ХМАО, за первые три квартала 2010 года получены следующие показатели: 4,37 млн тонн нефти переработано, что на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2009 года; 16,26 млрд м3 попутного газа переработано на газоперерабатывающих заводах (на 93,5% больше); 4,64 млн тонн газового конденсата переработано на заводах стабилизации конденсата (на 8,8% больше).
Одной из основных идей развития ХМАО в последние годы является повышение уровня использования ПНГ. На основе закона ХМАО «Об освоении месторождений углеводородного сырья на территории автономного округа» была разработана программа утилизации попутного нефтяного газа, что привело к постепенному увеличению мощностей по подготовке газа.
Одним из лидеров по использованию ПНГ является «Сургутнефтегаз», который уже сегодня утилизирует 95% газа, используя его в качестве топлива для газопоршневых генераторных установок. Несмотря на столь высокий показатель утилизации ПНГ, компания продолжает наращивать мощности по использованию попутного газа.
ТНК-ВР также демонстрирует высокий уровень утилизации ПНГ, используя попутный нефтяной газ в качестве топлива для электростанций в промышленных масштабах. С Самотлорского месторождения газ поставляется на Нижневартовскую ТЭЦ мощностью 1,6 ГВт (входит в холдинг ОГК-1). В настоящее время ТНК-ВР и ОГК-1 создали совместное предприятие и планируют увеличить мощность станции за счет строительства еще одного генераторного блока, работающего на ПНГ.
ЛУКОЙЛ приобрел электростанцию ТГК-8 у РАО «ЕЭС России» еще в 2008 году, а в марте 2010 года довел свою долю в компании до 100%. На этом она не остановилась и в июне 2010 года подписала контракт с ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Искра-Энергетика» на поставку восьми генераторных агрегатов для двух газотурбинных электростанций мощностью 48 МВт, которые будут построены на Покачевском и Повховском месторождениях. Кроме того, ТПД «Урайнефтегаз» (входит в состав «ЛУКОЙЛ-Западной Сибири») планирует к началу 2011 года провести модернизацию газокомпрессорной электростанции на Северо-Даниловском месторождении, значительно увеличив ее мощность, стоимостью 5 млрд рублей. В настоящее время «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» эксплуатирует семь собственных электростанций суммарной мощностью 201 МВт. К 2012 году планируется построить еще три газотурбинные электростанции суммарной проектной мощностью 144 МВт.
Роснефть также участвует в проектах по утилизации ПНГ. В марте 2010 года компания ввела в эксплуатацию первую очередь Приобской газотурбинной электростанции (мощность 315 МВт). Стоимость станции и вспомогательных объектов составила 18,7 млрд рублей. В июле ОАО «РН-Юганскнефтегаз» (дочернее предприятие «Роснефти») ввело в эксплуатацию первый блок установки подготовки газа на Приобском месторождении (мощность — 600 млн м3 в год). В целом проект позволит довести уровень использования попутного газа на месторождении до 95%.
Компания «Салым Петролеум Девелопмент», которая совсем недавно вошла в группу крупных нефтяных компаний (акционерами которой являются «Газпром нефть» и Shell), также рассматривает возможность рационального использования ПНГ. Сегодня 40% добываемого компанией газа поставляется на газотурбинную электростанцию мощностью 45 МВт (запущена в январе 2008 года) на Западно-Салымском месторождении.
В целом, практически все нефтяные компании успешно решают проблему утилизации ПНГ.
Бюджет остается нефтяным
Нефтегазовые регионы Российской Федерации по-прежнему являются основными плательщиками в федеральный бюджет. ХМАО, на долю которого приходится седьмая часть поступлений в федеральную казну, конечно же, является primus inter pares. По состоянию на 1 июля 2010 года на долю округа приходилось 13,5% всех налогов и сборов, собранных на территории Российской Федерации.
В абсолютных цифрах за первое полугодие 2010 года налогоплательщиками ХМАО в бюджетную систему РФ уплачено 520,7 млрд рублей налогов, сборов и других обязательных платежей, что на 54,5% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В основном это связано с увеличением налога на добычу углеводородного сырья и налога на прибыль организаций, а также налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
Что касается консолидированного бюджета ХМАО, то власти ХМАО, помня о финансовом кризисе 2008 года и его последствиях в 2009 году, обезопасили себя, установив относительно низкий уровень доходов, исходя из стоимости нефти марки Urals в 65 долларов за баррель (первоначально она была установлена на уровне всего 58 долларов за баррель). При этом расходы значительно выросли из-за необходимости поддерживать социальную сферу. Однако на деле все сложилось наилучшим образом: цена на нефть марки Urals практически весь год держалась в диапазоне 70-85 долларов за баррель, что в целом укрепило экономику, и дополнительных расходов на поддержку социальной сферы не потребовалось. В результате изначально дефицитный бюджет стабильно возвращался в «черное пятно».
В начале ноября парламент ХМАО одобрил в первом чтении проект бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Бюджет на трехлетний период основан на консервативном сценарии развития экономики. Прогнозные цены на нефть марки Urals в 2011, 2012 и 2013 годах составляют $75, $78 и $79 за баррель соответственно. Принято решение об отсутствии дефицита бюджета: в 2011-2013 годах расходы будут равны доходам и составят 124 млрд рублей в 2011 году, 135,9 млрд рублей в 2012 году и 139,9 млрд рублей в 2013 году.
Цель: повышение коэффициента извлечения нефти
Не секрет, что нефтегазовая отрасль, финансируя всю страну, играет ключевую роль и в ХМАО. Так, добыча полезных ископаемых составляет 74% отраслевой структуры ХМАО и 86% промышленного производства. Доля топливно-энергетического комплекса в общем объеме промышленного производства составляет 90%.
Таким образом, основные проблемы ХМАО во многом связаны с углеводородной отраслью. Наиболее острой из них является постепенное истощение основных месторождений нефти и газа, что напрямую влияет на добычу нефти. Темпы добычи нефти падают с 2003 года, а абсолютные показатели снижаются с 2008 года.
Наблюдаемое в последнее время истощение природной ресурсной базы вполне закономерно: значительная часть месторождений ХМАО находится на поздних стадиях разработки, отсюда и естественное снижение уровня добычи. Однако нулевую точку (начало необратимого снижения объемов добычи, связанное с исчерпанием запасов) можно было бы отодвинуть во времени на 10-15 лет. Правда, для этого следовало бы более рационально использовать собственные запасы. В конце концов, хорошо известно, что в результате неправильного использования недр (в некоторых случаях даже злоупотребления) в земле Югры осталось больше нефти, чем когда-либо было выкачано, и эта нефть теперь потеряна навсегда. При более осторожном подходе нация могла бы сохранить миллиарды тонн ценной нефти.
Даже если учесть, что коэффициент нефтеотдачи в российских условиях трудно поднять до уровня, скажем, 0,45 и поддерживать его в течение 20-30 лет, то поддержание его на уровне 0,37-0,4 в долгосрочной перспективе было бы очень полезным.
Вместо того чтобы стимулировать повышение нефтеотдачи пластов, сегодняшние федеральные власти предпочитают смириться с падением добычи в ХМАО и осваивать новые нефтегазоносные провинции. Однако ресурсная база ХМАО далеко не исчерпана. Правда, качество запасов Западной Сибири падает, но по количеству они все еще огромны. Дальновиднее было бы попытаться повысить коэффициент извлечения нефти (который сейчас составляет около 0,3), поскольку увеличение этого показателя всего на 0,01 в масштабах страны равносильно открытию крупного нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами порядка 100-150 млн тонн.
В связи с этим руководство ХМАО уже шесть лет пытается принять закон о повышении эффективности добычи нефти на мелких месторождениях («О развитии малого и среднего предпринимательства в нефтегазовом комплексе Российской Федерации»). В Югре насчитывается около 43 000 бездействующих скважин, но поскольку они являются малодебитными, то не представляют особого интереса для вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Однако малые и средние компании вполне могли бы взяться за разработку таких ресурсов. Это привело бы к добыче еще 5-10 миллионов тонн нефти в год, восстановив объемы нефтедобычи в Районе. Подобная практика, кстати, широко распространена и в других нефтегазодобывающих странах.
Сосредоточение усилий на геологоразведке
Власти ХМАО также продолжают работу по повышению эффективности разведки и добычи углеводородов на территории автономного округа. В октябре 2010 года правительство Югры объявило о намерении предпринять шаги по стимулированию недропользователей к проведению глубокого разведочного бурения на территории автономного округа. В частности, планировалось переориентировать некоторые налоговые льготы и потребовать, чтобы затраты на проведение геологоразведочных работ были не ниже объема средств, сэкономленных в результате льгот. Такие налоговые льготы позволят ХМАО не только обеспечить необходимый уровень запасов нефти, но и вернуть в бюджет 11,4 млрд рублей недополученных доходов уже в 2012 году.
Обсуждая перспективы Югры в целом, можно сказать, что ХМАО в обозримом будущем продолжит играть роль крупнейшего нефтедобытчика страны. Следовательно, приоритетной задачей как для ХМАО, так и для всей отрасли является стабилизация добычи на территории Югры. Поэтому основные усилия руководства ХМАО должны быть направлены на создание организационных, законодательных и экономических условий для привлечения инвестиций.