Бункеровка, или заправка судов топливом и нефтью, является одним из наиболее перспективных сегментов рынка нефтепродуктов. Многолетний опыт работы в этой области, а также репутация серьезного делового партнера помогают нефтяным компаниям России удерживать позиции одной из наиболее динамично развивающихся стран.
Перспективный рынок
Рынок бункерных услуг по праву занимает важное место в системе мировой торговли нефтепродуктами. Около 90% объема всех мировых грузов перевозится с помощью морских и речных судов. Бункер обеспечивает топливом все мировое судоходство, на долю которого, по оценкам ряда экспертов, приходится 10-20% мирового ВВП.
По разным оценкам, объем продаж топлива на мировом бункерном рынке превышает 300 млн. т в год. По прогнозам некоторых аналитиков, к 2030 году потребность торгового флота мира в бункере достигнет уровня 380-400 млн. т в год.
В течение последнего десятилетия российский бункерный рынок демонстрировал устойчивый рост на уровне 4% в год. В течение последних четырех лет объем российского бункерного рынка стабильно увеличивался в среднем на 100-150 тыс. т в месяц.
Общий объем судового топлива на российском рынке — включая речной бункер (около 900 тыс. т за навигационный период), для которого требуется в основном легкое топливо, — в 2008 году превысил 7 млн. т.
Во многом именно деятельность бункерных компаний делает российские порты более привлекательными для грузоотправителей. Цены на бункерное топливо, как правило, ниже, чем в западных портах. С точки зрения бункеровки крупнейшими и наиболее динамично развивающимися портами России являются Санкт-Петербург и Новороссийск. Объем продаж судового топлива на бункерном рынке в Большом порту Санкт-Петербурга за первые шесть месяцев составил более 1 млн. тонн, показав рост на 16%.
В России бункер долгое время оставался вне сферы интересов крупных нефтяных компаний, и на рынке доминировало множество небольших компаний. Однако высокая рентабельность заставила мейджоров обратить внимание на этот привлекательный сегмент топливного бизнеса.
В условиях растущей конкуренции
Мировой бункерный рынок переживает эпоху перемен: ужесточаются требования к качеству топлива, бункерные компании переходят на дорогие двухкорпусные танкеры. В результате небольшие компании вытесняются с рынка. Эксперты считают, что в этих условиях российский бункерный рынок не сможет оставаться в стороне. Экономический спад будет только способствовать дальнейшей консолидации бункерного бизнеса, и передел бункерного рынка будет происходить в пользу высокотехнологичных компаний и крупных нефтяных корпораций.
Конкуренция в бункерном бизнесе растет. «Роснефть», ранее оказывавшая бункерные услуги в относительно небольших объемах, создала специальную дочернюю компанию «РН-Бункер» для осуществления бункерных операций. Компания приступила к реализации программы по развитию централизованного бункерного бизнеса на всей территории России. Роснефть намерена развивать бункерный бизнес в глубоководных портах Приморского и Хабаровского краев, на Сахалине, в Черном, Белом и Баренцевом морях. Кроме того, компания ориентируется на рыболовецкие экспедиции и внутренние водные пути России. В ближайших планах компании — поставки бункерного топлива в порты Туапсе, Сызрани и Ростова.
В дальнейшем «Роснефть» готовится расширить спектр услуг морских терминалов и создать на их базе современные бункерные центры, развивать производство бункерных масел на НПЗ компании, довести ежегодные продажи бункерных нефтепродуктов до 10 млн. тонн.
Дочернее предприятие другой крупной компании — «Газпромнефть Марин Бункер» — намерено занять до 30% российского бункерного рынка. Объем продаж ее нефтепродуктов, по планам компании, должен составить 1,5 млн. тонн в год.