Последняя попытка Европы перезапустить иранскую ядерную сделку вызвала спекуляции о том, что на мировые рынки хлынут миллионы баррелей нефти.
Если соглашение будет реализовано, Иран может увеличить продажи в течение нескольких месяцев, повысив предложение на сотни тысяч баррелей в день до конца года, по данным Международного энергетического агентства. Это поможет ослабить напряженность на мировом рынке, после кризиса на Украине.
Когда санкции были смягчены после заключения сделки 2015 года, добыча нефти в Иране была восстановлена быстрее чем прогнозировали аналитики. Поскольку нет никаких доказательств остановки нефтяных месторождений или объектов, этот успех может быть повторен. В хранилищах страны Персидского залива также находится около 100 миллионов баррелей сырой нефти и конденсата, которые могут быть поставлены на рынок практически немедленно.
На этой неделе Тегеран ответил на «окончательное» предложение о возобновлении действия соглашения 2015 года, а Европейский союз сейчас консультируется с США о «дальнейших действиях». Рассматриваемый как последняя надежда на спасение соглашения, проект направлен на ограничение ядерной деятельности Ирана в обмен на ослабление санкций, в том числе на нефть.
Перспектива быстрого возобновления поставок из Ирана помогла удержать в этом месяце цену на нефть эталонной марки Brent ниже 100 долларов за баррель — уровень, который она в основном превышала с февраля этого года.
По словам Имана Насери, управляющего директора энергетических консультантов FGE в Дубае, из 100 миллионов баррелей нефти, хранящихся в хранилищах, около 40-45 миллионов приходится на сырую нефть, а остальное — на конденсат, легкую нефть, которая выкачивается вместе с газом.
После того, как накопившаяся нефть будет разблокирована, более сложной задачей станет оживление бездействующих нефтяных месторождений и заключение контрактов, организация судов и страхование для доставки этих баррелей. Тем не менее, Иран сохранил многие из своих месторождений — и ключевые отношения с клиентами — в течение тех лет, когда он был изолирован от мировой торговли.
По словам Насери, страна может увеличить производство на 900 000 баррелей в день в течение трех месяцев после ослабления санкций, а в течение шести месяцев может выйти на полную мощность — около 3,7 млн баррелей в день.
Сейчас Иран производит около 2,5 млн баррелей нефти в день, согласно данным, собранным Bloomberg. После заключения сделки в 2015 году потребовалось около трех месяцев, чтобы добавить 700 000 баррелей в день, и год, чтобы вернуться на полную мощность. После выхода Дональда Трампа из соглашения в 2018 году все пошло наперекосяк.
За темпами возобновления добычи нефти Тегераном будут внимательно следить, поскольку спрос на топливо продолжает восстанавливаться после пандемии, российские поставки игнорируются многочисленными покупателями, а большинство других членов ОПЕК+ с трудом наращивают добычу.
Переговоры с мировыми державами затянулись почти на 18 месяцев на разных этапах, сдерживаемые политическими разногласиями по поводу санкций против терроризма, требований Ирана предоставить гарантии того, что США больше не откажутся от сделки, кризис на Украине и ядерные инспекций по программе Ирана. Так, что возобновление соглашения по-прежнему далеко от полной ясности.