Мотивированный, квалифицированный, талантливый работник — на рынке труда, с одной стороны, все таких ищут. С другой — вроде бы все такие есть. Но что происходит в точке пересечения работодателя и соискателя?
Если хотите получить «ту самую» работу, то должны поинтересоваться, каким образом ваш желаемый будущий работодатель находит «своих» среди потенциальных кандидатов. Ведь успешная компания обычно применяет собственные методы отбора работников. Крупные игроки, в частности, поэтому и крупные, потому что точно знают: традиционные собеседования не всегда работают.
Чего на самом деле ожидает работодатель от кандидатов
Классные, крутые, социально ориентированные и устойчивые, крупные и платежеспособные компании ищут прежде всего «своих людей». Тех, кто не только активен и имеет потенциал, но и на самом деле разделяет ценности компании.
Если кандидат изначально не был откровенным, прежде всего с собой, и согласился на предложение, которое его не в полной мере удовлетворяет, с мыслью, что «как-то наладится», шансы стать эффективным рано или поздно приблизятся к нулю.
На собеседовании прежде всего важно выявить, насколько человек по своим целям и ценностям совпадает с компанией. И только потом разбираться с умениями и навыками.
Важно понять, кем соискатель себя видит, чем хочет заниматься. Потому что можно иметь отличный опыт юриста или бухгалтера, но представлять себя исключительно в роли работника по вахте.
Как это ни странно звучит, но часто бывает так, что человек на самом деле не знает, чего хочет. Задача и мастерство специалиста HR, который проводит собеседование, заключается в том, чтобы подсказать человеку, в чем он действительно преуспеет.
Иногда, на собеседовании, мы можем вообще не говорить с кандидатом о hard skills, не задавать шаблонных вопросов, к которым человек обычно готов. Мы нацелены найти тех, кто способен мыслить нестандартно, кто может создавать решения и построить процессы.
Для HR крупной компании особенно ценны люди, которые способны находить решения в постоянно меняющихся условиях и реализовывать проекты. И речь идет не только о творческих специальностях. Я говорю даже о бухгалтерах и юристах. В этих профессиях так же есть место креативным и смелым подходам.
Как происходит собеседование в крупных крутых компаниях
Кроме интервью и личного знакомства, в крупных компаниях соискатели на определенные роли выполняют задания — практические кейсы и тесты.
Также все соискатели сдают тест общего характера, содержащий 28 вопросов и три блока на восприятие числовой, вербальной и логико-графической информации. Ничего сложного, но нужно сосредоточиться и понять суть. Задание проявляет способности человека, его сильные стороны. Это один из приемов, который помогает проверить и дополнить впечатление от собеседования.
Еще одна обязательная просьба к кандидатам — проработка опросника для выявления мотивации. Не секрет, что все работают, чтобы заработать денег, стремятся к признанию и карьерному и профессиональному росту. Но, зная наверняка, к чему именно стремится конкретный человек, у компании есть возможность сформировать мотивационную программу, которая будет драйвить именно его. Предоставить нечто ценное и весомое индивидуально для каждого.
Опыт компании доказывает: чем лучше понимаешь будущего коллегу в начале сотрудничества, тем лучше сможешь создать условия для его реализации.
Часто крупные компании практикует создание вакансии под человека, экспертиза и сильные скиллы которого понадобятся для компании в будущем.
HR компании не использую только один из методов. Будь то проектный или тестовый. Всегда несколько, ведь они работают, в частности, как например проверка друг друга. Потому что случалось, что человек, имея прекрасное образование, энциклопедические знания, не обладал навыками эти знания применять в практической деятельности. Не был гибким и терпеливым. А для успеха гибкость и умение работать в команде имеют не меньшее значение, чем теоретическая подготовка.
Три совета для соискателей, как быть эффективным на собеседовании и в дальнейшей карьере
- Быть собой. Как бы сильно не хотелось казаться лучшим. Прибегая к аналогиям, можно сказать, что собеседование — это как свидание, а найм на работу — брак. И если на свидании вам ничего не понравилось в визави, вы не чувствуете себя комфортно и заставляете себя симпатизировать человеку, жениться на нем не стоит. Другими словами, не нанимайтесь в компанию, которая не пришлась по душе, потому что жить в ней счастливо и успешно вы не сможете.
- К своему такту и адекватности добавьте откровенность. Возможно, эта мысль очевидна не для всех, но на собеседовании эффективнее сразу говорить, что на самом деле нравится, а что нет. Что для вас действительно важно. Это не значит быть грубым или невежливым, это об открытости и четком понимании себя и своих сильных и слабых сторон и потребностей. Это взрослость, которая обезопасит и вас, и работодателя в будущем от недоразумений и неприятных сюрпризов.
- Говорите о своих достижениях в предыдущей компании. Расскажите о том, чем действительно гордитесь — это покажет вашу ценность для будущего работодателя как нельзя лучше. Многое скажет о вас и то, какие именно кейсы-иллюстрации выберете для рассказа. Помните: работодатель не «покупает» просто строки в резюме о прошлом опыте. Любая компания всегда стремится «купить» достижения, которые кандидат может осуществить, применив или приспособив прошлый опыт. Потому что бизнес стремится к развитию и эффективности, чтобы улучшить свои результаты.
На собеседованиях часто говорят: «Я работал в компании Х, в которой многому научился, мне было интересно». И это хорошо. Но HR важно услышать, что именно ты кандидат для них сделал? Какие результаты от сотрудничества получил работодатель? Кандидаты на собеседовании часто об этом не говорят. А стоило бы. Потому что во время собеседования соискатель «продает», а работодатель «покупает».
Поэтому самое ценное, если на собеседовании кандидат сможет показать работодателю, каким образом он поможет достичь целей компании и быть полезным. Ведь главное в любом сотрудничестве — чтобы каждая сторона получила именно ту выгоду, к которой она стремится.