Освоение крупных газовых месторождений полуострова Ямал имеет стратегическое значение для экономического роста России. Углеводородные ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа уже несколько десятилетий обеспечивают энергетическую безопасность Российской Федерации, являясь необходимой базой для дальнейшего развития хозяйственного комплекса страны и стабильного роста ее экспортного потенциала.
Энергия Ямала
На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и прогнозные запасы газа (АВС1+С2) которых составляют около 16 трлн. м3, а потенциальные и прогнозные ресурсы (С3-D3) — около 22 трлн. м3 . Запасы конденсата (АВС1) достигают 230,7 млн. т, нефти — 291,8 млн. т.
Лицензии на разработку Бованенковского, Харасавэйского, Новопортовского, Крузенштернского, Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского и Малыгинского месторождений принадлежат ОАО «Газпром». Наиболее значимым месторождением Ямала по запасам (АВС1+С2) является Бованенковское (4,9 трлн. м3). В соответствии с проектом, к 2030 году здесь будет добываться более 300 млрд. м3 газа в год.
Следует отметить, что на этих территориях эксплуатация ресурсов существенно осложняется суровыми природными условиями, а также отсутствием развитой промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры. Поэтому необходимо соизмерять экономические затраты на реализацию и выгоды от этих проектов. Кроме того, оценивая целесообразность ускоренного освоения газовых месторождений полуострова Ямал, необходимо соизмерять возможные потери от затягивания процесса их освоения. При этом, поскольку доля российского газа, направляемого на экспорт, достаточно велика, учитывается конъюнктура мирового рынка «голубого топлива».
На основе оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели заранее рассчитаны сценарии развития экономики России: сравниваются варианты ускоренного и замедленного освоения ресурсов полуострова Ямал в ситуациях максимального и сокращенного экспорта. Цель — выяснить, насколько значимы для экономики страны новые проекты газовой отрасли, какие последствия нас ожидают, если освоение газовых месторождений будет идти медленными темпами. Уменьшится ли при этом суммарный продукт газовой промышленности, или же появится возможность добывать необходимые объемы «голубого топлива» в других регионах России? Кроме того, нестабильность в сфере экспорта газа требует поиска путей адаптации российской экономики к неблагоприятной ситуации на внешнем рынке.
Месторождения Ямала могут принести как прибыль компаниям, так и доходы государству, однако создание там производственной, транспортной и социальной инфраструктуры сопряжено с существенными трудностями и требует огромных финансовых ресурсов. Таким образом, реализация этих проектов силами только частного сектора практически невозможна. В то же время федеральные и региональные власти играют важную роль, поскольку помощь или отказ государственной машины может оказать существенное влияние на развитие этих северных территорий.
Таким образом, перед российскими специалистами была поставлена задача выбора оптимального сценария действий государства на Севере, который был бы выгоден всем заинтересованным сторонам (федеральному центру, регионам, компаниям и населению) и отвечал определенным требованиям качества.
При различных сценариях развития российской экономики добыча газа на Ямале к 2030 году может составить от 150 до 300 млрд. м3 в год. В то же время Энергетическая стратегия РФ предусматривала, что к 2030 году ежегодный экспорт газа достигнет 300 млрд. м3. Если же возникнет неблагоприятная ситуация (например, в связи с отказом контрагентов от покупки российских углеводородов, санкции), то экспорт может составить 220 млрд. м3 газа в год. Для расчета основных макроэкономических показателей по этим сценариям можно использовать инструменты математической экономики.
Богатство Ямала
Своим размерам ямальские запасы можно с полным правом назвать уникальными в мировом масштабе. Все альтернативные проекты Восточной Сибири фактически не являются конкурентами ямальскому газу — существующая и уже развивающаяся инфраструктура полуострова, а также объем запасов делают эти ресурсы несопоставимыми. Однако, несмотря на то, что потребности российской экономики в газе достаточно высоки, отсрочка освоения ямальских месторождений влечет за собой необходимость вовлечения в активный оборот других газовых месторождений страны: в Восточной Сибири, на шельфе Баренцева моря, в Якутии и на Сахалине.
Газовый комплекс Красноярского края, представленный в основном месторождениями Эвенкийского муниципального района, является маргинальным, крайне чувствительным к изменению политики в отношении освоения ямальских месторождений и перспектив экспорта. Задержка в освоении углеводородных богатств полуострова в условиях максимальных экспортных обязательств предопределяет необходимость ускоренного ввода в эксплуатацию Юрубчено-Тохомского и Собинского месторождений на юге Эвенкии. Однако здесь дополнительные затраты связаны не только со сложными условиями освоения газовых месторождений, но и с высокими издержками смежных отраслей, таких как железнодорожный и автомобильный транспорт в Красноярском крае.
Ускоренное освоение Ямала (даже при снижении экспорта газа) позволит более фундаментально подойти к решению проблемы освоения труднодоступных в геологическом и техническом отношении Эвенкийских месторождений. Появится возможность более тщательно выбрать место расположения будущего газохимического завода, разработать проект регионального планирования, определить наиболее подходящие районы для постоянного проживания населения в столь сложных климатических условиях. Опыт разработки Ковыктинского месторождения целесообразно применить для решения проблемы извлечения гелия, наличие которого, в конце концов, характерно для многих газовых месторождений Восточной Сибири.
Ускоренный рост газовой промышленности в Ямало-Ненецком автономном округе за счет более активного освоения Бованенковского и соседних месторождений откроет, таким образом, новые возможности как для Сибири, так и для всей Российской Федерации.