Надвигающиеся санкции Европейского союза в отношении импорта российской нефти не являются столь жесткими, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что почти весь прямой морской импорт нефти и нефтепродуктов будет запрещен к началу следующего года, все еще существует возможность законного ввоза российских нефтяных грузов в Европейский Союз. Просто они должны быть оформлены несколько иначе. И здесь на помощь приходят нефтеперерабатывающие предприятия.
Нефтеперерабатывающие заводы преобразуют сырую нефть в топливо, такое как бензин и дизельное топливо. Молекулы углеводородов, из которых состоит сырая нефть, подвергаются крекингу и разделяются на различные фракции. Также может происходить дальнейшая обработка, в ходе которой крупные молекулы расщепляются. Таким образом, сырая нефть превращается в топливо для повседневной жизни: три атома углерода и восемь водорода, например, дают топливо для обогрева — пропан. В то же время молекулы дизельного топлива содержат гораздо больше атомов углерода.
Предстоящие санкции
В соответствии с предстоящими санкциями ЕС, нефтеперерабатывающий завод за пределами блока по-прежнему сможет покупать российскую сырую нефть — возможно, по гораздо более низкой цене, чем мировые эталоны, в зависимости от окончательного уровня ограничения цен. Европейские компании по-прежнему смогут отгружать и страховать ее при условии, что она будет куплена по цене ниже предельного уровня, если эта мера будет принята «Большой семеркой». Если же цена не будет снижена, то они не смогут этого сделать, и придется заключать альтернативные соглашения.
Однако в руководстве ЕС говорится, что нефтепродукты, полученные в третьей стране из российской нефти и экспортированные из России или другой третьей страны, не подпадают под санкции, поскольку не считаются продуктами российского происхождения.
Другими словами, когда сырая нефть российского происхождения выходит с другого конца нефтеперерабатывающего завода, превращенная в такие виды топлива, как дизельное топливо и авиакеросин, она может быть законно поставлена в ЕС.
Как сообщил генеральный директор Shell Бен ван Берден до того, как санкции ЕС были окончательно утверждены: «Дизельное топливо, поступающее с индийского нефтеперерабатывающего завода, который снабжался российской нефтью, считается индийским дизельным топливом».
Тем не менее, не все европейские нефтеперерабатывающие предприятия играют в поддавки. Когда хорватский нефтеперерабатывающий завод Ina Industrija Nafte DD недавно объявил тендер на закупку дизельного топлива, он указал, что с 5 февраля не будет принимать продукт, полученный из сырой нефти, «которая происходит из России или экспортируется из России».
Указания ЕС в отношении российского сырья, которое просто смешивается с нероссийскими продуктами, произведенными в других странах, менее мягкие. Например, если российское дизельное топливо смешивается с нероссийскими компонентами для получения дизельного продукта, то такой продукт не может быть поставлен в ЕС. Если только точная доля продукта, который не происходит из России, не может быть четко подтверждена соответствующими службами. В таком случае, именно та часть, которая не происходит из России, может быть допущена в блок.
Это поднимает некоторые интересные вопросы для трейдеров дизельного топлива. Представьте, что Россия экспортирует топливо в места, которые в нем не нуждаются, после того как ЕС прекратит импорт в начале февраля.
Что эти страны будут делать с избыточным предложением, учитывая, что Европа является своего рода центром спроса на дизельное топливо? И как именно Европа будет поддерживать свои запасы, если она не сможет, по сути, выкупить топливо у третьей страны?
Время покажет…